ВСЕМ ЗМЕЯМ ЗМЕЙ
Здравствуйте, дорогие ученики!
Сегодня нам предстоит познакомиться ещё с одним злодеем славянской мифологии - Змеем Горынычем. Нет-нет, к нему в гости мы тоже не пойдём, а познакомимся вот таким необычным способом. У меня есть волшебная книга русских народных сказок.
Чжоули достала довольно потрёпанную книгу и поставила её на приступок печки. Потом взяла в руки волшебную палочку, дотронулась до книги - и, о чудо! - книга стала увеличиваться в размерах. Став величиной с хороший магоэкран, она сама раскрыла свои странички.
Ученики, затаив дыхание, во все глаза смотрели на оживших героев.
- Это Пучай-река, - начала комментировать Чжоули. - Страшная река, свирепая, сердитая: из первой струйки огонь сечёт, из второй искры сыплются, из третьей дым столбом валит да с пламенем и несёт она в пещеры каменные, владения Змея Горыныча. А купается в реке сейчас Добрыня. Не послушал он наказа матушки, да ещё и лужей называет реку. Змей-то Горыныч точно такое оскорбление не стерпит. А вот и он сам.
Чжоули оглянулась и увидела, как ученики вжались в стол от страха. Небо потемнело, а тучи нет, гром гремит, а дождя нет, огонь блестит, а грозы-то нет. Это Змей Горыныч трехглавый и с 12-ю хвостами летит. Набросился на Добрыню, но тот ловко переплыл реку и на берег, а конь его с испугу ускакал, со всем оружием. Нечем Добрыне со Змеем сразиться. Лишь только колпак лежит греческий, весом в 3 пуда. Вот этим колпаком Добрыня и отшиб все хвосты змею, прижал к земле и уже хотел разделаться напрочь с ним. Но тут змей вдался в дипломатию и уговорил заключить мирный договор: Змей не будет летать в Русскую землю, не будет её жечь и разорять, не будет в плен брать, а Добрыня не будет ездить на Сорочинские горы, где Змей живёт, не будет топтать его змеёнышей и не будет в Пучай-реке купаться.
- Ну пока они перемирие подписывают, я вам расскажу про Сорочинские горы. Сорока, по мифам славян, птица, посвящённая громовержцу и богу войны Перуну из-за своей черно-белой окраски. Оказывается, что горы эти были где-то около южной границы Древней Руси. О Сорочинских горах ещё говорится в былине про Василия Буслаева. Когда он с дружиной ездил в Иерусалим, то на пути туда и обратно посещал эти горы. И как вы думаете – зачем? А тут не только был у них склад оружия, не только полевой госпиталь и кладбище, но ещё и учебный, тренировочный и реабилитационный центр. Да-да, здесь проводились учения, чтобы потом успешнее воевать. О чём в былине есть даже указание. Указание на то, что плыли они вверх по морю Каспийскому, приводит к тому, что самым удачным кандидатом на горы Сорочинские являются Жигулёвские горы, которые огибает река Волга на своём пути, и эта петля знаменитая есть на всех картах. Там есть и самое узкое место в горах, где всего 2 километра разделяют два берега. И не надо плыть долго по самой излучине и можно перетащить волоком корабли по суше (или поставить их на колеса), что значительно время сокращает и создаёт момент внезапности нападения. Не ждали так быстро? А они уже тут как тут!
Однако, не только Жигулёвские горы были Сорочинскими (хотя идеальным вариантом во всех отношениях). На эту роль претендовало еще целых 6 мест по южной границе Древней Руси с былинными названиями, куда входили слова – сорока, волок, гористость, святость и другие, упоминающиеся в былинах, как например: Богучарка – чарка вина богу за помощь, Вязовка – дубина Василия была сделала из «червлёного вяза».
Вот карта с отмеченными на ней белыми эллипсами районов Сорочинских гор, волоков и объектов с былинными названиями. В цифру 1 как раз упираются реки Волга и Урал. Но давайте смотреть дальше.
А тем временем на страницах книги уже события сменились. Змей и Добрыня разошлись. Каждый в свою сторону. Змей полетел домой, на горы Сорочинские, а по пути прихватил племянницу князя Владимира Красное Солнышко – Забаву Путятишну. Нарушил-таки договор. Ну да, разве можно этим Змеям верить?
Пришлось Добрыне ехать на горы Сорочинские, вызволять Забаву. Помогла ему в этом плёточка-семихвосточка, которую мать Добрыни сплела из семи шелков шамахинских. Волшебная вещица. Когда змеёныши ноги конские опутали, Добрыня хлестал плёточкой коня,чтобы тот подпрыгивал резче и стряхивал и топтал змеёнышей. Не захотел Змей добровольно отдавать Забаву. Три дня и три ночи бились они. Побил Добрыня змея, отсёк все головы, разлилась чёрная змеиная кровь большим озером и не хочет земля кровь эту принимать. Стал бить Добрыня копьём землю и приговаривать, чтобы она приняла-таки кровь змеиную. Всё закончилось хорошо. И земля кровь поглотила, и Забаву и других пленников змеиных Добрыня освободил.
Эта сказка закончилась. Страничка перелистнулась – и видят ученики опять князя Владимира Красное Солнышко в печали. На этот раз унёс змей его дочь. Чувствуется, что во времена этого князя драконы на Руси бесчинствовали. Осмелел, обнаглел Змей, появился прямо около Киева и поселился в пещере неподалёку, брал поборы с народа в виде девиц-красавиц. Возьмёт девицу да и съест. В ту пору такая беда уравняла бедных и богатых. И вот жребий показал на князя: его черёд расплачиваться своей дочкой-красавицей. Пошла она. Схватил её змей и потащил к себе в берлогу, но есть не стал, взял женой.
Узнала царевна у Змея, что сильнее его только Никита Кожемяка, и переслала весточку об этом родителям. Нашёл царь Никиту, уговорил его к змею пойти, дочку освободить и вообще землю русскую. Взял Никита 300 пудов (1 пуд=16 кг) пеньки, свил всё в один плетешок, насмолил его. Смолы ушло тоже 300 пудов. И обмотался этим плетешком в надежде, что такого его змей не сразу съест, подавится поначалу.
Долго бились Никита и Змей. Наконец, Никита повалил змея, и тот взмолился, мол, сильнее нас нет никого на свете, давай землю разделим поровну и каждый будет на своей территории жить и другому не мешать. Согласился Никита. Выковал соху в 300 пудов, впряг Змея, и стали они пропахивать борозду из-под Киева до самого моря. А потом Никита сказал, что надо и море поделить. Но только там, на середине моря и прикончил Змея. А борозда до сих пор есть: глубокая, в 2 сажени (это около 3 метров). Пашут вокруг неё, а её не трогают. Валом называют.
Сказка закончилась, и книга закрылась. Чжоули подошла в ней, дотронулась палочкой - и книга уменьшилась до своего нормального размера, а преподаватель продолжила:
- На Украине до сих пор бытует ещё другая легенда о Змее. Одолели его кузнецы, ухватив за жало раскалёнными клещами. Запрягли его в плуг и пропахали гигантсткую борозду до Днепра. Кинулся Змей от жажды воду пить. Пил-пил, пока не лопнул. Из его чрева выползли змеи и насекомые и расползлись по всей земле русской. И эти валы, которые образовались по краям борозды, до сих пор называют Змеиными.
А сейчас обратим внимание на имя.
Имя Змея - Горыныч - возможно, связано с тем, что жил он в горах. А возможна и другая трактовка этого слова - от "горе". Змей приносил людям очень много горя. Нападал на животных, да и на самих людей, жёг посевы, луга и леса. Но исследователи больше склоняются к тому, что название пошло всё же от гор, где жил змей, куда стаскивал все богатства, где у него был дворец - медный, серебряный или золотой.
Змей охраняет подземные сокровища, клады, живую и мёртвую воду, волшебный сад с молодильными яблоками.
Некоторые учёные считают, что Змей Горыныч стал в славянской мифологии олицетворением небесных бедствий - грозовой тучи, грома и молнии, ураганов. Хоботы Змея, о которых упоминается в былинах, - это смерчи, несущиеся над землёй.
Однако есть и те, кто полагает, что мифическим Змеем Горынычем стал древний славянский бог Велес - владыка подземного царства и водных источников. Мы вернёмся позже к этому богу. Когда узнаем о нём побольше информации, подумаем, мог ли он спрятаться под таким страшным существом.
Следующая лекция будет о более приятных существах. Я вам это обещаю. А сейчас допивайте чай, забирайте домашнее задание и можете быть свободны.
1. Опишите Змея Горыныча. Включите всё, что знаете из разных источников про его внешность и особенности поведения.
2. Если вам предстояло пойти на сражение со Змеем Горынычем, как бы вы к нему готовились?
Удачи!
Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной