В ожидании застыли квиддобоги.
Стадион от напряжения гудит.
Снитч слинял. Квоффл не нашел дороги.
И только бита с бладом говорит.
(квиддичное)
Введение
Олицетворение в квиддиче?! Странное словосочетание, не правда ли. Казалось бы, как могут сочетаться филологический термин и магическая спортивная игра. Оказывается, могут. Мало того, приём олицетворения в квиддиче совсем не нов, он используется довольно давно и практически повсеместно – просто никто до сегодняшнего времени не обращал на это явление внимания, то есть не смотрел на квиддич пристальным взглядом филолога.
А ведь уже давным-давно, пожалуй, с самого момента возникновения этой столь популярной сегодня игры, квиддичисты относились к мячам, метлам, битам (а также и к природе вокруг, к погоде, к стадиону и пр.) не как к неодушевленным предметам или явлениям, а как к живым, мыслящим существам. Примеров, когда говорят о «характере» снитча, «индивидуальности» метлы или «поведении» бладжеров, можно привести достаточно много, чем я обязательно воспользуюсь в данной работе.
1. Олицетворение в квиддиче: что это такое и с чем его едят?
Давайте разберемся с этим понятием. С олицетворением в филологии все довольно просто и понятно – это приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым для того, чтобы возникло особое восприятие описываемого предмета, при котором неодушевленный объект имеет образ некоего живого существа либо оказывается наделен качествами, присущими живым существам. Когда же уподобление неодушевленного предмета или явления живому существу, а точнее, человеку становится полным, в этом случае говорят об особом виде олицетворения — персонификации.
А теперь я попробую перенести это определение на квиддич:
Олицетворение в квиддиче - это особый творческий способ воссоздания игровой ситуации на поле (через комментарии игроков и судей), при котором неодушевленные объекты или явления, непосредственно связанные с игрой, наделяются признаками, свойствами, качествами, присущими живым существам.
Так что, всё довольно просто. Осталось выяснить одно: зачем игрокам в квиддич стало необходимым использовать в своих комментариях прием олицетворения?
Причину стремления игроков в квиддич всё персонифицировать можно объяснить так: во все времена человеку было легче понять олицетворенные предметы, «подружиться» с ними, вступить в отношения и общаться, чем с неживыми. В одушевленном (очеловеченном) мире гораздо удобнее и легче ориентироваться, он как бы становится «своим», знакомым и более близким.
Если обратиться к прошлому и заглянуть глубоко в историю, то можно увидеть, что понятие олицетворения появилось еще в мифах древности, когда человек, персонифицировав «первую», естественную природу, руководствуясь тем самым же психологическим механизмом, о котором я сказала выше, стал олицетворять и природу «вторую», рукотворную. То есть олицетворение - это древнейший художественный прием, тесно связанный с процессами формирования образного мышления человека. Именно тогда и стали получать «душу» изделия рук человеческих.
В квиддиче произошло всё точно так же: казалось бы, в сухую изначально, логическую игру игроки с помощью олицетворения «вдохнули» душу. Игра стала живой, личностной, душевной, и, может быть, в какой-то мере именно в этом и заключается магия квиддича, его притягательность для юных волшебников.
Рассматривать лингвистические особенности приема олицетворения в квиддиче можно под разными углами зрения. Меня сегодня интересуют только два основных аспекта. Это:
- Группы слов, подвергающиеся олицетворению в квиддиче
- Инструментарий, используемый для выражения олицетворения.
2. Группы слов, подвергающиеся олицетворению в квиддиче
Итак, в данном разделе я рассмотрю, что же в квиддиче подвергается олицетворению.
Круг олицетворяемых в квиддиче предметов необычайно широк, так широк, что можно утверждать, что олицетворение распространяется практически на все явления и понятия квиддича. В ходе изучения комментариев участников квиддичных матчей, мною был составлен список предметов и явлений, которые чаще всего олицетворяются игроками.
Так, из природных явлений я хотела бы отметить ветер, который на квиддичном стадионе является не просто явлением природы, а еще одним «активным» игроком на поле, постоянно оказывающимся в центре событий и абсолютно точно являющимся для квиддичистов живым:
- Стеша вскочила на метлу, а еще через несколько мгновений она взлетела как можно выше, чтобы ощутить всю свободу полета и ветер, бьющий в лицо.
- Ветер швырнул волосы Иви ей на лицо, и девушка поспешила сделать хвост.
- Ветер ободряюще потрепал ее короткие волосы.
Намного реже игроками олицетворяются другие явления природы:
- Огромная пушистая снежинка плюхнулась прямо на нос Маугле, но та даже не чихнула.
- Весна, вообще-то, явно в пробке стояла. Судя по погоде, по крайней мере.
Из неодушевленных предметов в квиддиче могут олицетворяться (чаще всего судьями) стадион или трибуны для болельщиков.
- Стадион взревел, в особенности сектор фанов "Мэдс".
- Трибуны закричали от восторга.
Из спортивного инвентаря практически в каждой игре приобретают «душу» мячи:
- Мячи рванули в разные стороны, и игра началась.
- Редхард плавно спустился на землю, произнес какое-то заклинание, и все мячи послушно нырнули в ящик, для них предназначенный.
- Лоэн Ингрин задумался, а чем подкупаются снитчи? Вот квоффл любит нежные объятия, бладжеры - лихих и неосторожных игроков... Должен же и снитч что-то любить?
- Для начала Аэлита де Марко решила познакомиться с пролетающим рядом квоффлом: (привет, я Аэлита!), затем с бладжером, а под конец, если повезет, то и со снитчем. Все таки с мячами знакомиться легче, чем с людьми.
Но в первую очередь из мячей игроками олицетворяются, конечно же, снитчи и бладжеры по причине их суперактивности и самостоятельности на поле.
- Кловер посмотрела наверх - над её головой парил снитч. Но вот он ринулся вперёд, туда же она и направила метлу...
- James увидел снитч. Золотой мячик порхал метрах в тридцати от него. Гриффиндорец рванулся. А снитч тем временем затерялся в облаках, оставив обоих ловцов с носом.
- Снитч ждал-ждал, но конкретных предложений от ловца не поступало, поэтому он решил исчезнуть.
- А снитч летел в прямо противоположную от ловцов сторону и победно хихикал.
- slovianskui bog, увидев бладжер, попытался его отбить. Но бладжер полетел в другую сторону и отбиваться явно не хотел.
- А бладжер тем временем занимался почти тем же, чем и защитники, только он в свою очередь искал себе жертву из игроков.
- С трудом выровнявшись, защитница решила сначала отбить бладжер, который очень настойчиво требовал внимания, а потом уже заниматься воспитанием строптивого инвентаря.
- Бладж доверчиво попытался подлететь поближе, и тут же поздоровался с битой защитницы.
Квоффл по времени стал оживать в играх чуть позднее снитчей и бладжеров. В самых первых играх такое случалось вообще довольно редко, только в исключительно крайних случаях. Но за последние годы ситуация несколько изменилась. Квоффл – мячик сам по себе довольно пассивный, его подвижность зависит не от его внутренних магических свойств, а от манипуляций с ним охотников. Поэтому и олицетворение квоффла происходит лишь в тех случаях, когда конкретный охотник видит мяч не просто спортивным инвентарем, которым можно забить гол, а своим союзником.
- Ловец преследовал снитч, а охотники все пытались поймать несчастный квоффл.
- Квоффл заманчиво манил, Elusory откликнулась на зов и изо всех постаралась присвоить красненького себе.
- Квоффл попытался свернуть уши в трубочку и отдался охотнице.
- Эглантине вдруг подумалось, что красный мячик, несмотря на долгое нахождение в руках рейвенкловской охотницы, замёрз и ему совсем не хочется лететь в какое-то там кольцо
- Вратарь увидела, что квоффл летит в сторону вратарской зоны. "Наверное, красный мячик решил воспользоваться моим приглашением и недолго побыть у меня в руках", - подумала девочка.
Также практически в каждой игре оживают квиддичные метлы, которые, могут получить черты и качества как людей, так лошадей, что выглядит вполне естественным, так как в квиддиче метла – это основное средство передвижения.
- Оглядев трибуны, Лапа крепко взялась за родную метлу и взлетела в небо.
- Свисток судьи, и shafAF рванула вперед за квоффлом, взлетев чуть выше и "пришпорив" метлу...
- Санти дернула увлекшуюся метлу и остановилась в метре от Ланс.
- Strial направила верную метлу чуть ниже и рванула на встречу судьбе.
- Метле стало щекотно и она чихнула.
- Видимо, метле наскучили эксперименты и она предупреждающе завибрировала.
- Сердинал лихо пришпорил метлу и как следует разогнался. Были слышны только свист ветра и хлопанье развевающейся сутаны.
- А ну, стоять! - Никойя резко пришпорила свою слишком резвую метлу и, все еще широко позевывая, решила ждать появление золотого мячика именно здесь.
- Айли снова задумалась. На этот раз о том, сколько косичек больше пойдет метёлке, три или пять?
Иногда живой оказывается бита, но тоже довольно редко. Это опять же зависит от того, как биту воспринимает ее владелец – защитник. Если он считает её своей подругой, помощницей, то тогда бита непременно окажется живой. Но если она всего лишь опасное оружие, то ему душа не нужна, достаточно крепкой и точной руки самого игрока.
- Vik зажмурился и махнул битой в надежде на то, что она уже выросла и не махнет в ответ им.
Так же редко оживают и кольца:
- Эглантина остановила метлу и задумчиво посмотрела на кольца. "Ну и какое из вас сейчас больше всего нуждается в моей защите?" - задала риторический вопрос девочка.
- Кольца безмолвствовали и щурились против солнца - угрозы они пока не видели.
А еще на поле очень часто приобретают человеческие черты такие абстрактные понятия, как интуиция, удача, душа и др.
- А теперь вверх и резко направо! - ехидно пискнула интуиция.
- Душа ликовала и предвкушала игру.
- Погладив блестящую лакированную поверхность любимой метлы, ловец полетела по периметру стадиона, в душе горячо надеясь, что ее интуиция проснулась от зимней спячки
- Эх, - подумала Никойя, разворачивая метлу влево. - Всю прошлую игру моя интуиция проспала непробудным сном. Теперь она должна проснуться и немедленно приняться за дело.
- Удача ненавязчиво позвенела крыльями где-то совсем рядом)
- Но девушка рано обрадовалась: тут же за ее спиной появилось что-то тяжеленькое. Ловец оглянулась: это была интуиция, которая почему-то ехидно хихикала.
- Intar заметила что-то впереди, и любопытство потащило ее туда проверять.
3. Инструментарий, используемый в олицетворении
А теперь я перейду к анализу тех инструментов, которые используются для олицетворения в квиддиче. Их довольно-таки много. И это в первую очередь, конечно же, разные части речи.
3.1. Олицетворение и части речи
Существительные
Интересных примеров использования «одушевляющих» существительных в квиддиче достаточно много. Вот некоторые из них:
- Снитч хотел было проскочить мимо, но не тут-то было! Шафуля крепко-накрепко схватила его золотое тельце!
- Ого! - удивилась Санти золотокрылому гостю. - Ты как тут оказался? - спросила она у снитча.
- "Иди сюда, солнышко", - поманила она квоффл.
- А в этот момент, так горячо желаемый снитч, появился на самом дальнем краю вратарской зоны Львят, нагло встряхнув крылышками. Наверное, маленький наглец осматривался...
- Чародей начал высматривать черного прохвоста, чтобы посильнее врезать по нему)))
- Мэлко осмотрелась по сторонам и подумала: "Мамочка, кто все эти люди????" Потом увидела несколько знакомых лиц, успокоилась, но решила держаться поближе к старому красному другу.
- Lubava серьёзно задумалась над вопросом везения и тем, чем можно приманить жёлтого редисочного красавца.
- Мери Уайт Картер со всей серьезностью кинула всем понравившийся пирожок красного цвета.
- И завертелось! Снитч, этакий пройдоха, сразу улетел в голубую высь, а Доттир решила пока расслабленно полетать по полю.
- Сав Кенсингтон премиленько улыбнулась квоффлу и покрепче укутала его, волнуясь, как бы порыв ветра не изменил добродушный настрой краснобокого друга.
- Крейриии, лови его, - закричала Никойя своему вратарю, с ревностью наблюдая за тем, как золотой сорванец летит к той прямо в руки. - Ну, или задержи как-нибудь...
Все одушевляющие существительные в приведенных примерах носят эмоционально-оценочный характер, то есть выражают отношения игроков к тем предметам, с которыми они имеют дело.
Так, существительные наглец, прохвост, пройдоха, сорванец – несут на себе довольно сильную экспрессию, они не просто называют мячи по характерном для людей свойству, но и выражают при этом эмоциональную оценку, но не столько отрицательную (согласно лексическому значению этих слов), сколько ироничную.
Существительные гость, друг, солнышко, красавец тоже эмоционально окрашены, но на этот раз они дают мячам положительную оценку, делая их как бы роднее и ближе.
Кроме того, очень часто в комментариях встречаются существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (тельце вместо тело, солнышко вместо солнце, пирожок вместо пирог), которые также являются носителями эмоций и оценок, передают внутреннее отношение игроков в квиддич к происходящим на поле событиям.
Прилагательные, причастия
Олицетворение может происходить не только за счёт прямого отождествления неодушевлённого объекта с одушевлённым, но и за счёт приписывания неодушевлённому множественных олицетворяющих признаков, в результате чего создаётся цельный облик живого существа.
- А зря! Юркий мячик вынырнул из водоворота снежинок и ярко блеснул золотыми крылышками прямо перед Синой - ловцом "Молодой Гвардии".
- На поле с опозданием выбежала первокурсница Мия... Она ловко оседлала свою новенькую, еще необъезженную метлу, крепко зажала в руках биту и поднялась в воздух.
- Но садистский мячик, сверкнув золотом, буквально растворился в воздухе.
- "С таким резвым бладжером за снитчем даже понаблюдать не удаётся" посетовала Rizzi и огляделась в поисках золотого мячика.
- Флоримель наблюдает за шальным бладжером.
- Strial все еще пытается догнать хулиганский мяч...
- Если все прошло по плану, то за спиной у защитницы дожидался своей участи прикормленный бладжер...
- Наглый золотой мячик сверкнул крылышками на радость ловцам и...упорхнул в неизвестном направлении.
- И снитч таки-да залетел в гостеприимную ладонь ловца.
- Реморокэ справился наконец с бешеной метлой.
- Иди ко мне, мой маленький, иди ко мне, мой аленький, - призывала Гюго квоффл, летя прямо на него.
В качестве инструмента олицетворения в квиддичных комментариях игроками часто применяются прилагательные, не только используемые для описания одушевленных ими предметов, но и, как в случае с существительными, дающие им оценку.
Так, если метла названа «необъезженной», понятно: игрок хотел не столько описать свою метелку, сколько сказать, что она трудно управляема, тяжела в полете, и тем самым как бы немного снять с себя ответственность за будущие промахи в игре. Несколько иное, но все-таки близкое значение имеет словосочетание «бешеная метла», то есть средство передвижение, с которым трудно управляться.
Также ясно, какой смысл несут в себе прилагательные в словосочетаниях «садистский мячик», «резвый/шальной бладжер», «хулиганский/наглый мяч». Благодаря таким прилагательным лично у меня создается развернутый образ не столько мяча, сколько проворного юркого дерзкого мальчишки, готового на любые авантюры и шалости.
Очень интересное значение получает существительное «бладжер» в сочетании с причастием «прикормленный». То есть прирученный, совсем ручной, легко приманиваемый, а стало быть и легкоуправляемый. Из этого же ряда словосочетание «гостеприимная ладонь»
Как мы видим, сочетание прилагательного и существительного могут существенно повышать степень одушевленности того или иного предмета.
Глаголы
Эта часть речи предоставляет для олицетворения особенно богатые возможности, поскольку показывает предмет, к которому относится, динамичным, активным, действующим, как живое или даже разумное существо.
- Lance, ошарашено глянув в сторону своей левой пятки, которую только что так нагло пощекотал крылышком снитч, резко развернула метлу к краю поля и устремилась за шустрым мячиком.
- Крейри с высоты своего интеллекта посмотрела на пролетавший мимо снитч, и, грустно вздохнув, разрешила ему резвиться дальше.
- Попытавшись увеличить максимальную скорость метлы, Intar: почувствовала, как метла недовольно завибрировала и вильнула в сторону.
- Однако золотистый шарик решил не баловать ловцов своим вниманием и исчез с поля.
- Бладжеры и снитч про себя возмутились, почему это сборная Рейвенкло верна квоффлу игроками всех специальностей сразу
- После такой сумасшедшей тренировки, которую команде устроил капитан, Аэлита де Марко с трудом нашла в себе, чтобы взобраться на метлу и лететь дразнить бладжер.
Импульс активности, который несут в себе глаголы, позволяет создавать очень выразительные образы персонажей-предметов, строить в голове целые квиддичные сюжеты, развивать повествование во времени.
- Мячик взвыл - то ли от ужаса, то ли от того, что после удара гриффиндорки развил дикую скорость.
- Gefest отлетел к краю поля, чтобы убедиться, не здесь ли спрятался бладжер.
- Снитч возник возле самой кромки поля, покрасовался перед зрителями и направился в сторону колец "Кошмара Инквизиции".
Интересным способом повышения степени одушевленности объектов с помощью глагольных форм и придания тексту дополнительной выразительности выступает использование квиддичистами повелительного наклонения в отношении неодушевленных предметов.
- Кoshaups прошептала про себя: "Квоффлик, куда ж ты? Иди сюда, родненький."
- "Привет, мой дорогой, - улыбнулась Никойя золотому мячику. - Какой ты красивый! Цып-цып-цып, иди же ко мне, не бойся! Я тебе не обижу!"
- "Сниииитч! Вернись, я все прощу!" - жалобно завопила Доттир и двинулась навстречу любимому и родному.
Нельзя не упомянуть об употреблении игроками в своих комментариях и особой формы глагола – деепричастий, обозначающих добавочное действие при основном действии. При этом олицетворение предмета становится еще более насыщенным.
- Мячик видя, что ему почти ничего не грозит, исчез.
Наречия
Наречия достаточно универсальны, ведь он могут обозначать не только признак действия, признак признака, но и иногда признак предмета. Именно поэтому их использование в квиддичных комментариях является не менее экспрессивным и эмоциональным, чем использование глаголов или прилагательных. Наречия не только помогают оживлять предметы, но и ярче, образнее показывают, как происходит то или иное совершаемое теми действие.
- Дариана, уже вроде как вполне опытный и остепенившийся игрок, не смогла сдержать совершенно несолидный радостный вопль, когда ее любимая метла послушно оторвалась от земли, а в лицо ударил ветер.
Метла не просто сорвалась, а послушно. Это ли не человеческое качество?
- Бладжер радостно полетел в самую гущу "синеньких" игроков, в надежде сбить кого-нибудь по дороге.
- Бладжер послушно полетел за защитницей Дятлов, Elusory даже вареньем метлу мазать не понадобилось.
Полетел радостно/послушно – и объяснять ничего не нужно, эмоции налицо.
- Снитч недоверчиво скользнул мимо руки ловца и исчез.
- Бладжер ошарашено замер, заметив, что на него направляются сразу две озлобленные девушки с битами наперевеc
- Lance вытянула руку, уже слыша совсем рядом жужжание золотых крылышек... но снитч нагло проскочил у нее между пальцев.
Чаще всего признак предмета наречия могут обозначать, когда существительное имеет значение действия. Хотя встречаются и другие случаи сочетания наречия с существительными.
Наречие в таких словосочетаниях выступает как несогласованное определение.
Натерев все кольца мягкой тряпочкой до зеркального блеска, вратарь занялся самым важным в игре делом - чтением молитв квиддобогам вслух – ну, чтоб быстрее дошли.
Чтением (каким?) вслух.
Полёт ловцов наперегонки закончился ничем: снитч взял и нагло исчез.
Полёт (какой?) наперегонки.
Бумс битой по мячу – вот и вся дружба врозь.
Дружба (какая?) врозь.
И когда это грудь колесом помогала отбить бладжер?!
Грудь (какая?) колесом.
На этом я. пожалуй, и закончу разговор о частях речи, используемых при олицетворении, хотя кроме вышеназванных частей речи, можно было бы более подробно остановиться на причастиях и деепричастиях, а также рассказать о роли в олицетворении местоимений. Примеров с этими частями речи встречается не так уж и много, поскольку и самих таких слов немного, однако интересные комментарии все-таки бывают. Например, простейший пример использования местоимений для создания живых образов, это моделирование в комментариях судий обращения неживого предмета к игроку с использованием слова «я».
- Ах, я тебе не нравлюсь? – обиделся снитч и исчез.
3.2 Олицетворение и обращение.
Еще одним способом олицетворения в квиддиче является обращение игроков в комментариях к неодушевленному предмету или разговор с ним. Таким образом, создается ощущение близости, родства, и предмет становится «живыми».
Обращения могут быть как однословными, то есть не содержащими в своей структуре и в ближайшем окружении ничего, кроме разве что местоимения.
- Привееееееет, блад!!- поздоровавшись с мячом, Гюго отправила его дальше, подмигнув напарнице.
- Моя прррелесть! - радостно закричала Akira сиротливо валяющемуся прямо возле вратарки мячику..
- Эрризка, приговаривая: "Бладжер, сюда ходи, туда не ходи, а то снег в башка попадёт, совсем мёртвый будешь", указывала на свою биту и надеялась на рассудительность чёрного мячика.
Но обращения в олицетворении могут быть и распространенными, когда рядом с ними присутствуют антропоморфные приложения или оценочные эпитеты:
- Ариотелиа проснулся и закричал: "Снитч, цыпа-цыпа, лети сюда!"
- Sharone крутилась у ворот, подбадривающе улыбаясь охоте и бладжеру: "Не бойся, милый мой друг, я тебя не обижу!"
3.3. Олицетворение и прямая речь
Еще одной возможностью олицетворения в квиддиче является использование прямой речи.
Прямую речь могут использовать как сами игроки по отношению к неодушевленным предметам, отчего появляется ощущение диалога, и, стало быть, неживые собеседники превращаются в живых, так могут говорить и сами предметы. И тогда прямая речь будет являться, пожалуй, одним из самых наглядных способов создания олицетворения, поскольку именно в этом случае неодушевленные предметы и явления наделяются способностью говорить, что присуще только людям и никому больше.
- Ну и куда ты направился? - возмутилась Дариана, устремляясь вниз вслед за ускользающим мячиком. Она протянула руку, но снитч проскользнул сквозь пальцы.
- Девочка рванула вперед и протянула руки, пытаясь дотянуться до квоффла и шепча ему: «Ну, иди сюда, поздороваемся».
- Кажется, кажется… - подумал снитч и со всех крыльев бросился наутек.
- Черный мячик злобно прошипел: "Врешь, не возьмешь!"
- Больше не прилечу, - обиженно пообещал бладжер, потирая черный бок.
3.4. Олицетворение и фразеологизмы
Главная цель использования фразеологизмов в олицетворении - создание определенной «живой» атмосферы. Часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Поэтому фразеологизмы в квиддичных комментариях помогают не только оживить неодушевленные предметы, но и придать им и их действиям новое, более яркое эмоционально-оценочное значение.
- А снитч просто взял и исчез с глаз долой.
- Svetking увидела рядом с собой такой родной и любимый черный мячик. Как обычно тот скалил зубы и показывал язык.
- Настроение улучшалось с каждой минутой. Elusory помахала Никойе и приготовилась водить бладжер за нос.
- Intar покосилась на пролетающего мимо капитана и стала заговаривать квоффлу зубы, передавая ему всевозможные приветы.
- Крейри предупредила квоффл, что их отношения зашли в тупик, и будет лучшим сейчас расстаться.
Вывод
Проанализированные мной примеры показывают, что приемом олицетворения очень активно пользовались и пользуются игроки в квиддиче. Использование разных приемов олицетворения в комментариях игроков и судей позволяет игре стать более выразительной, динамичной и интересной. При этом повышается степень одушевленности не только «неживых» спортивных атрибутов, но и других объектов и явлений, связанных с квиддичем. Описанные выше приемы позволяют вызвать определенный эмоциональный настрой у всех без исключения участников квиддичных баталий и повысить привлекательность игры в магомире.