Курсовая работа по Магии Языка
на тему: "Семья".

(Музыкальное сопровождение)


Callisia Elegans. Хаффлпафф. 6 курс.


Мама, папа, я – дружная семья.



Определение.


1). Семья – это группа живущих вместе близких родственников.
2). Семья – Объединение людей, сплоченных общими интересами.
3). Семья – группа животных, плиц, состоящих из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа некоторых животных, растений или грибов одного вида. (Толковый словарь Ожегова).
4). Семья – Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение, возникает с разложением родового строя. (БЭС)
5). Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
6).Семья – группа высших животных, состоящая из самца и одной или нескольких самок. (Толковый словарь русского языка Ушакова).
7). Семья – группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.д.), живущих вместе.
8). Семья – группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.
9). Семья – группа животных, птиц, состоящих из самца, одной или нескольких самок и детенышей.
10). Семья – общество пчел, состоящих из рабочих пчел, матки и трутней.
11). Семья – группа растений одного вида, растущих рядом (часто имеющих общий корень, грибницу).
12). Семья – совокупность однородных, подобных один другому предметов, явлений.
13). Семья – группа родственных языков, объединенных общностью происхождения. (Словарь Ефремовой).
14). Семья – термин, широко использующийся в законодательстве, но имеющий социологический, а не правовой характер. В разных отраслях права (семейном, гражданском, трудовом) в него вкладывается разный смысл.
15). В теории семейного права, семья – круг лиц, связанных личными не имущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей в семье. (Юридический словарь).

Происхождение.

Cлово «семья» уходит своими корнями к древности. Так как слово «семья» имеет происхождение древнерусского слова съмья. Слово «семья» имеет свои корни в слове «сем», которое относится к семени, продолжению рода. То есть слово «сем» тождественно рождению и воспитанию детей, а это и есть основа, которая лежит в создании семьи.

Синонимы.


Семейка
Семейство
Дом
Род
Династия
Разряд
Семеюшка
Община
Клан
Домашний очаг
Челядь
Чета
Роя
Юрта
Хомут
Задруга
Пчелосемья
Семейный круг
Фамилия

Фразеологические обороты, связанные с ним.


- Воровская семья – устойчивая группа воров одной специальности.
- Из одной каши. В этом фразеологизме «каша» выступает в роли семьи. Такое выражение было распространено в 19 веке на Руси.
- В семье не без урода. Означает, что в компании существует всегда кто-то, кто отличается от остальных какими-либо неприятными качествами.
- Крепкая семья – семья, которая строиться на доверии, взаимопонимании.
- Шведская семья – семья, в которой живут несколько мужчин и женщин вместе.
- Языковая семья. Самая крупная единица классификации народов (этносов) по признаку их языкового родства – общего происхождения их языков от предполагаемого языка-основы.

Пословицы, поговорки, загадки.


- В дружной семье и в холод тепло.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- В недружной семье добра не бывает
- В своей семье всяк сам большой.
- В своей семье какой расчет?
- В семье и каша гуще.
- В семье разлад, так и дому не рад.
- В семье согласно, так идет дело прекрасно.
- В семье, где нет согласия, добра не бывает.
- В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Где мир да лад, там и Божья благодать.
- Густая каша семьи не разгонит.
- Дерево держится корнями, а человек семьей.
- Дружная семья не знает печали.
- Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет.
- Когда нет семьи, так и дома нет.
- Любящая мать – душа семьи и украшение жизни.
- Не будет добра, коли в семье вражда.
- Семейный горшок всегда кипит.
- Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
- Семьей дорожить – счастливым быть.
- Семьей и горох молотят.
- Семья без детей, что цветок без запаха.
- Семья опора счастья.
- Семья в куче, не страшна и туча.
- Семья дает человеку путевку в жизнь.
- Семья крепка ладом.
- Семья сильная, когда над ней крыша одна.
- Согласие да лад – в семье клад.
- Согласную семью и горе не берет.
- Согласие в семье – богатство.
- Ссора в своей семье – до первого взгляда.
- На что клад, если в семье лад.
- Человек без семьи, что дерево без плодов.
- В семье и каша лучше естся.
- Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
- Яблочко от яблони не далеко падает.
- Добрая семья прибавит ума-разума.
- Где любовь и совет, там и горя нет.
- Намеки да попреки - семейные пороки.
- Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. (Толстой).
- Немалое благо для семьи – изгнание из нее негодяя. (Бомарше).
- Женщина - спасение или гибель семьи. - А. Амиель
- Любовь к родине начинается с семьи. - Ф. Бэкон
- Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. - В. Сухомлинский
- Семья - это малое предприятие, работающее по госзаказу и поставляющее государству рабочую силу и солдат. (Николай Козлов)
- Семейное согласие всего дороже.
- Семья – это семь я.
- Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.
- Мир в семье женой держится.
- Муж и жена – два сапога пара.
- Основа государства — семья, основа семьи — человек.

Загадка.

Мы - большущая семья,
Самый младший - это я!
Сразу нас не перечесть:
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Даша,
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем -
Говорят, что детский дом.
Посчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей? (8)

Использование в магии (связь с божествами, использование в приговорах-заговорах, с какой целью).


Магия достаточно активно используется. Существует достаточно большое количество обрядов, ритуалов, заклинаний, которые применяются в семье, для семьи, и вообще посвящены семье.
Во-первых, это заговоры, которые помогают сохранить и наладить мир в семье.

Для восстановление мира в семье

Для восстановление мира в семье, женщина должна наговорить на воду, давать пить ее мужу и самой умываться:
«С добрым утром, вода Ульяна, земля Татьяна. Дайте мне, Божьей рабе такой-то, воды от семейной беды. Вода чистая, жизнь милая. Рабу Божьему (имя мужа) быть со мной, с Божьей рабой (имя жены). Аминь. Аминь. Аминь»

Для заглаживания ссоры

Если произошла обыкновенная супружеская ссора, после которой болезненное самолюбие не дает обоим помириться слишком долго, то помочь должен кто-то из старших членов семьи. Прочтите короткий заговор на еду или питье и угостите рассорившихся. Вот эти слова:
- Как шла Ева за Адама, так и ты, раба Божия (имя жены), иди за раба Божьего (имя мужа). Чтоб век вместе жили, хлеб и постель делили, друг от дружки не отставали, друг без друга покою не знали. Куда раба Божия (имя жены), туда и раб Божий (имя мужа). Аминь.

Заговор на покой в доме

Купите в церкви три свечи, две поставьте Спасителю, одну принесите к себе в дом. Вернувшись из церкви, не умывайтесь, не ешьте, не пейте. В 12 часов ночи зажгите свечу и поставьте ее на середину стола. На столе лежит булка хлеба. Прочтите наговор 40 раз, съешьте кусочек от этой булки, запейте сырой водой, а хлеб накройте новым полотенцем и оставьте так до утра. Этим хлебом за завтраком накормите семью. Говорить семье об этом нельзя. От этого хлеба ни крошки не выбрасывают скотине, крошки не бросают птицам, от соседей оберегают (если на подселении), взаймы этот хлеб тоже не дают.

«Как эта свеча плавится,
как эта свеча тает,
так в моей жизни всякое зло исчезает,
и покой семье прибавляет.
И как этот хлеб мы съедим, изжуем,
Благословенна свеча из храма,
благослови хлебом от Бога.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа Аминь».

Заговор на любовь в семье

Наговаривать на рыбу и кормить мужа и жену.
«Где ты слышал голос осетра? Рыба не говорит, не кусается, не кричит, не взъедается. Отвечает святой Петр: Рыба не кричит, рыба, Павел, молчит. Так бы в семье раба (имя) в гневе не кричали, а любили и мирились на каждый год и на каждый час, и на полчаса, и на минуту, и во веки веков. Аминь».

От семейного разлада.

В воскресенье, четного числа, обходят углы дома крест - накрест, читая заговор 40 раз.
"Сделана я, раба (имя) из Адамова тела, снимаю, изгоняю дъявольское дело, не батигом, а крестом. Не за час и не за раз, а за веру во Единого Бога Христа. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Крепок мой дом, не заломан порог. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь."

Семья может присниться, тогда для толкования сна, в котором была семья, пригодиться сонник. Сонник описывает «семью» так:
- Если во сне Вы радуетесь, гармонии и благополучию Вашей семьи, то такой сон предвещает крепкое здоровье и отсутствие трудностей на жизненном пути.
- Если Вы видите семейные ссоры, или если Вам снится, что кто-либо из членов Вашей семьи болен, то Вас ожидают мрачные перспективы и разочарования.
- Если вам приснится, что кто-то говорит о том, что вам следует позаботиться о семье, то вас ждут новые многообещающие предприятия.
- Увидеть во сне всю семью в сборе означает, что вас ждет семейное торжество.

Как ни странно, в разных мифологиях, большинство богов имели семьи. У некоторых большие семьи, у некоторых маленькие.
Обратимся, к греческой мифологии. Зевс и Гера, кстати, Гера была сестрой Зевса, у которых были братья и сестры: Аид, Гестия, Деметра, Посейдон. А родителями были титан Кронос и Реи.

Слово в литературе.



Семья

Взрослые -
Стоит лишь
к ним приглядеться,
и сразу увидишь,
как много в них детства.
И в папе, и в маме,
и в строгом прохожем,
и в стареньких дедушке
с бабушкой – тоже.
Особенно это заметно бывает,
когда они что-нибудь,
вдруг, разбивают,
когда покупают
обновку с получки,
когда получают подарок
от внучки.
Они и смеяться умеют,
как дети.
Но все они взрослые –
взрослые эти.
И тем
отличаются от детворы,
что времени мало у них
для игры.

Анатолий Мовшович.

Очаг.

В семейной жизни женщине
Необходимо терпеть и мудреть.
И тогда в семейном очаге
Всегда огонь будет гореть.

Семья.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!

М. Лангер

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

Семейное счастье.

Я тушу тебе мороженные овощи
И котлетки жарю, слепленные кем-то.
Но зато я очень у тебя хорошая
И не шастаю, как у других, налево.
Иногда балую лёгкими салатами,
А по праздником - с брусникой пирогами.
Ты ж всё знал, когда ко мне настырно сватался,
И не сваливай теперь вину на маму.
Ты вздыхаешь и шинкуешь помидорчики,
Варишь борщ и на блины заводишь тесто.
Счастье у семьи - наука шибко точная,
Что давно тебе, как никому, известно.

Спасибо, родная

Автор слов - Римициан А., композитор - Резников В.

Сладкий сон погасил глаз ласковых пламя
Тихо губы твои чуть трону губами я,
А на губах твоих усталый день затих
Ты сладко спишь, а я шепчу тебе родная

Спасибо за день, спасибо за ночь,
Спасибо за сына и за дочь,
Спасибо за то, что средь боли и зла
Наш тесный мирок ты сберегла.

Время свито в кольцо и дочь наша верю
Также склонит лицо как над колыбелью ты
И кто-то в свой черед ей тихо пропоет
Ты сладко спишь, а я шепчу тебе родная

Спасибо за день, спасибо за ночь,
Спасибо за сына и за дочь,
Спасибо за то, что средь боли и зла
Наш тесный мирок ты сберегла.

Вы мои кровь и плоть, так счастливо спите.
Если видит Господь, пусть будет защитой вам
И больше может быть мне не о чем молить.
Ты сладко спишь, а я шепчу тебе родная

Спасибо за день, спасибо за ночь,
Спасибо за сына и за дочь,
Спасибо за то, что средь боли и зла
Наш тесный мирок ты сберегла.
Ты мне сберегла.

Звуковой анализ слова.






По средним значениям критериев видно, что слово имеет более положительные характеристики, нежели отрицательные, если так можно сказать.

Как ни странно, само слово «семья» редко встречается в заговорах, приговорах. Я полагаю, что из данных среднего видно, что слово является положительным, но при этом все значения близки к среднему. А это значит, что магическая сила не является яркой и настолько сильной, чтобы можно было использовать в заговорах.

Цветовой анализ слова.



Прочитав лекцию по цвету звуков, я для себя определила следующий цвет звукам:

[А] – красный
[И] – синий
[О] – желтый
[У] – белый
[Ы] – черный
[Э] – зеленый

В слове семья присутствую следующие звуки: [и] и [а]. При этом [а] является ударным. Тогда видим, что в семье два цвета синий и красный. Возникает ассоциация с тем, что розовый (красный) отождествляется с женщиной (девочкой), а голубой (синий) с мужчиной (мальчиком). При этом по данным, получается, что в семье обычно главная женщина, ведь она является продолжательницей семьи, хранительницей очага.

Праздники, связанные со словом.



а). Международный день семьи. Праздник отмечается 15 мая.
б). Праздник Петра и Февронии Муромских, 8 июля. Который так же имеет еще одно название – всероссийский день семьи, любви и верности. Оба этих праздника посвящены семье.

ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ.

Повесть о житие новых Муромских святых чудотворцев, благоверного, и преподобного, и достойного похвалы князя Петра, нареченного во иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достойной похвалы княгини Февронии, нареченной во иночестве Ефросинией, Благослови, Отче.
I
Есть в русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала обо всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. Злой змей же силой овладел ею.
Князь стал думать, как поступить со змеем, но был в недоумении. И вот говорит жене: «Раздумываю, жена, но не могу придумать, чем одолеть этого злодея? Не знаю, как убить его? Когда станет он говорить с тобой, спроси, обольщая его, вот о чем: ведает ли этот злодей сам, от чего ему смерть должна приключиться? Если узнаешь об этом и нам поведаешь, то освободишься не только в этой жизни от смрадного дыхания и шипения его и всего этого бесстыдства, о чем даже говорить срамно, но и в будущей жизни нелицемерного судью, Христа, тем умилостивишь». Слова мужа своего жена накрепко запечатлела в сердце своем и решила она: «Обязательно сделаю так».
И вот однажды, когда пришел к ней этот злой змей, она, крепко храня в сердце слова мужа, обращается к этому злодею с льстивыми речами, говоря о том и о другом, а под конец с почтением, восхваляя его, спрашивает: «Много всего ты знаешь, а знаешь ли про смерть свою - какой она будет и от чего?» Он же, злой обманщик, обманут был простительным обманом верной жены, ибо, пренебрегши тем, что тайну ей открывает, сказал: «Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча». Жена же, услыхав эти слова, накрепко запомнила их в сердце своем и, когда этот злодей ушел, поведала князю, мужу своему, о том, что сказал ей змей. Князь же, услыхав это, недоумевал - что значит: смерть от Петрова плеча и от Агрикова меча?
А у князя был родной брат по имени Петр. Как-то Павел позвал его к себе и стал говорить ему о словах змея, которые тот сказал жене его. Князь же Петр, услыхав от брата своего, что змей назвал того, от чьей руки ему надлежит умереть, его именем, стал думать без колебаний и сомнений, как убить змея. Только одно смущало его - не ведал он ничего об Агриковом мече.
Было у Петра в обычае ходить в одиночестве по церквам. А за городом стояла в женском монастыре церковь Воздвижения честного и животворящего креста. Пришел он в нее один помолиться. И вот явился ему отрок, говоря: «Княже! Хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» Он же, стремясь исполнить задуманное, ответил: «Да увижу, где он!» Отрок же сказал: «Иди вслед за мной». И показал князю в алтарной стене меж плитами щель, а в ней лежит меч. Тогда благоверный князь Петр взял тот меч, пошел к брату и поведал ему обо всем. И с того дня стал искать подходящего случая, чтобы убить змея.
Каждый день Петр ходил к брату своему и к снохе своей, чтобы отдать поклон им. Раз случилось ему прийти в покои к брату своему, и сразу же от него пошел он к снохе своей в другие покои и увидел, что брат его у нее сидит. И, пойдя от нее назад, встретил он одного из слуг брата своего и сказал ему: «Вышел я от брата моего к снохе моей, а брат мой остался в своих покоях, и я, нигде не задерживаясь, быстро пришел в покои к снохе моей и не понимаю, каким образом брат мой очутился раньше меня в покоях снохи моей?» Тот же человек сказал ему: «Господин, никуда после твоего ухода не выходил твой брат из покоев своих!» Тогда Петр уразумел, что это козни лукавого змея. И пришел он к брату и сказал ему: «Когда это ты сюда пришел? Ведь я, когда от тебя из этих покоев ушел и, нигде не задерживаясь, пришел в покои к жене твоей, то увидел тебя сидящим с нею и сильно удивился, как ты пришел раньше меня. И вот снова сюда пришел, нигде не задерживаясь, ты же, не понимаю как, меня опередил и раньше меня здесь оказался?» Павел же ответил: «Никуда я, брат, из покоев этих, после того как ты ушел, не выходил и у жены своей не был». Тогда князь Петр сказал: «Это, брат, козни лукавого змея - тобою мне является, чтобы я не решился убить его, думая, что это ты - мой брат. Сейчас, брат, отсюда никуда не выходи, я же пойду туда биться со змеем, надеюсь, что с божьей помощью будет убит лукавый этот змей».
И, взяв меч, называемый Агриковым, пришел он в покои к снохе своей и увидел змея в образе брата своего, но, твердо уверившись в том, что не брат это его, а коварный змей, ударил его мечом. Змей же, обратившись в свое естественное обличье, затрепетал и умер, обрызгав блаженного князя Петра своей кровью. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у многих врачей во владениях своих найти исцеление, но ни один не вылечил его.
II
Прослышал Петр, что в Рязанской земле много врачей, и велел везти себя туда – из-за тяжкой болезни сам он сидеть на коне не мог. И когда привезли его в Рязанскую землю, то послал он всех приближенных своих искать врачей.
Один из княжеских отроков забрел в село, называемое Ласково. Пришел он к воротам одного дома и никого не увидел. И зашел в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станком сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц.
И сказала девушка: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Юноша же, не поняв этих слов, спросил девушку: «Где хозяин этого дома?» На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».
Юноша же не понимал слов девушки, дивился, видя и слыша подобные чудеса, и спросил у девушки: «Вошел я к тебе и увидел, что ты ткешь, а перед тобой заяц скачет, и услыхал я из уст твоих какие-то странные речи и не могу уразуметь, что ты говоришь. Сперва ты сказала: плохо, когда дом без ушей, а горница без очей. Про отца же и мать сказала, что они пошли взаймы плакать, про брата же сказала – «сквозь ноги смерти в глаза смотрит». И ни единого слова твоего я не понял!»
Она же сказала ему: «И этого-то понять не можешь! Пришел ты в дом этот, и в горницу мою вошел, и застал меня в неприбранном виде. Если бы был в нашем доме пес, то учуял бы, что ты к дому подходишь, и стал бы лаять на тебя: это - уши дома. А если бы был в горнице моей ребенок, то, увидя, что идешь в горницу, сказал бы мне об этом: это - очи дома. А то, что я сказала тебе про отца и мать и про брата, что отец мой и мать пошли взаймы плакать – это пошли они на похороны и там оплакивают покойника. А когда за ними смерть придет, то другие их будут оплакивать: это – плач взаймы. Про брата же тебе так сказала потому, что отец мой и брат – древолазы, в лесу по деревьям мед собирают. И сегодня брат мой пошел бортничать, и когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Если кто сорвется, тот ведь с жизнью расстанется. Поэтому я и сказала, что он пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».
Говорит ей юноша: «Вижу, девушка, что ты мудра. Назови мне имя свое». Она ответила: «Зовут меня Феврония». И тот юноша сказал ей: «Я слуга муромского князя Петра. Князь же мой тяжело болен, в язвах. Покрылся он струпьями от крови злого летучего змея, которого он убил своею рукою. В своем княжестве искал он исцеления у многих врачей, но никто не смог вылечить его. Поэтому повелел он сюда себя привезти, так как слыхал, что здесь много врачей. Но мы не знаем ни имен их, ни где они живут, поэтому и расспрашиваем о них». На это она ответила: «Если бы кто-нибудь потребовал твоего князя себе, тот мог бы вылечить его». Юноша же сказал: «Что это ты говоришь – кто может требовать моего князя себе! Если кто вылечит его, того князь богато наградит. Но назови мне имя врача того, кто он и где дом его». Она же ответила: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»
Юноша быстро возвратился к князю своему и подробно рассказал ему обо всем, что видел и слышал. Благоверный же князь Петр повелел: «Везите меня туда, где эта девица». И привезли его в тот дом, где жила девушка. И послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил: «Скажи мне, девица, кто хочет меня вылечить? Пусть вылечит и получит богатую награду». Она же без обиняков ответила: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». И вернулся человек тот и передал князю своему, что сказала ему девушка.
Князь же Петр с пренебрежением отнесся к словам ее и подумал: «Ну как это можно – князю дочь древолаза взять себе в жены!» И послал к ней, молвив: «Скажите ей – пусть лечит как умеет. Если вылечит, возьму ее себе в жены». Пришли к ней и передали эти слова. Она же, взяв небольшую плошку, зачерпнула ею хлебной закваски, дунула на нее и сказала: «Пусть истопят князю вашему баню, и пусть он помажет этим все тело свое, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров!»
И принесли князю эту мазь, и велел он истопить баню. Девушку же он захотел испытать в ответах – так ли она мудра, как он слыхал о речах ее от отрока своего. Послал он к ней с одним из своих слуг небольшой пучок льна, говоря так: «Эта девица хочет стать моей супругой ради мудрости своей. Если она так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку, и одежду, и платок за то время, пока я в бане буду». Слуга принес Февронии пучок льна и, вручив его ей, передал княжеский наказ. Она же сказала слуге: «Влезь на нашу печь и, сняв поленце, принеси сюда». Он, послушав ее, принес поленце. Тогда она, отмерив пядью, сказала: «Отруби вот это от поленца». Он отрубил. Она говорит ему: «Возьми этот обрубок поленца, пойди и дай своему князю от меня и скажи ему: за то время, пока я очешу этот пучок льна, пусть князь твой смастерит из этого обрубка ткацкий стан и всю остальную снасть, на чем будет ткаться полотно для него». Слуга принес к своему князю обрубок поленца и передал слова девушки. Князь же говорит: «Пойди скажи девушке, что невозможно из такой маленькой чурочки за такое малое время смастерить то, чего она просит!» Слуга пришел и передал ей слова князя. Девушка же на это ответила: «А это разве возможно – взрослому мужчине из одного пучка льна за то малое время, пока он будет в бане мыться, сделать сорочку, и платье, и платок?» Слуга ушел и передал эти слова князю. Князь же подивился ответу ее.
Потом князь Петр пошел в баню мыться и, как наказывала девушка, мазью помазал язвы и струпы свои. А один струп оставил непомазанным, как девушка велела. И когда вышел из бани, то уже не чувствовал никакой болезни. Наутро же глядит – все тело его здорово и чисто, только один струп остался, который он не помазал, как наказывала девушка. И дивился он столь быстрому исцелению. Но не захотел он взять ее в жены из-за происхождения ее, а послал ей дары. Она же не приняла.
Князь Петр поехал в вотчину свою, город Муром, выздоровевшим. Лишь оставался на нем один струп, который был не помазан по повелению девушки. И от того струпа пошли новые струпья по всему телу с того дня, как поехал он в вотчину свою. И снова покрылся он весь струпьями и язвами, как и в первый раз.
И опять возвратился князь на испытанное лечение к девушке. И когда пришел к дому ее, то со стыдом послал к ней, прося исцеления. Она же, нимало не гневаясь, сказала: «Если станет мне супругом, то исцелится». Он же твердое слово дал ей, что возьмет ее в жены. И она снова, как и прежде, то же самое лечение определила ему, о каком я уже писал раньше. Он же, быстро исцелившись, взял ее себе в жены. Таким-то вот образом стала Феврония княгиней.
И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая божии заповеди.
III
По прошествии недолгого времени князь Павел скончался. Благоверный же князь Петр после брата своего стал самодержцем в городе своем.
Бояре, по наущению жен своих, не любили княгиню Февронию, потому что стала она княгиней не по происхождению своему, Бог же прославил ее ради доброго ее жития.
Однажды кто-то из прислуживающих ей пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: «Каждый раз, - говорил он, - окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Петр, желая ее испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку свою. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав ее, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он ее больше никогда не испытывал.
Минуло немалое время, и вот однажды пришли к князю бояре его во гневе и говорят: «Княже, готовы мы все верно служить тебе и тебя самодержцем иметь, но не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими. Если хочешь оставаться самодержцем, пусть будет у тебя другая княгиня. Феврония же, взяв богатства, сколько пожелает, пусть уходит куда захочет!» Блаженный же Петр, в обычае которого было ни на что не гневаться, с кротостью ответил: «Скажите об этом Февронии, послушаем, что она скажет».
Неистовые же бояре, потеряв стыд, задумали устроить пир. Стали пировать и вот, когда опьянели, начали вести свои бесстыдные речи, словно псы лающие, отрицая божий дар святой Февронии исцелять, которым бог наградил ее и по смерти. И говорят они: «Госпожа княгиня Феврония! Весь город и бояре просят у тебя: дай нам, кого мы у тебя попросим!» Она же в ответ: «Возьмите, кого просите!» Они же, как едиными устами, промолвили: «Мы, госпожа, все хотим, чтобы князь Петр властвовал над нами, а жены наши не хотят, чтобы ты господствовала над ними. Взяв сколько тебе нужно богатств, уходи куда пожелаешь!» Тогда она сказала: «Обещала я вам, что, чего ни попросите – получите. Теперь я вам говорю: обещайте мне дать, кого я попрошу у вас». Они же, злодеи, обрадовались, не зная, что их ждет, и поклялись: «Что ни назовешь, то сразу беспрекословно получишь». Тогда она говорит: «Ничего иного не прошу, только супруга моего, князя Петра!» Они же ответили: «Если сам захочет, ни слова тебе не скажем». Враг помутил их разум – каждый подумал, что, если не будет князя Петра, придется ставить другого самодержца: а ведь в душе каждый из бояр надеялся самодержцем стать.
Блаженный же князь Петр не захотел нарушить божиих заповедей ради царствования в жизни этой, он по божьим заповедям жил, соблюдая их, как богогласный Матфей в своем Благовествовании вещает. Ведь сказано, что если кто прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует. Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди божьей не нарушить.
Злочестивые же бояре эти приготовили для них суда на реке – под этим городом протекает река, называемая Окой. И вот поплыли они по реке в судах. В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с помыслом. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям.
Когда приспел вечер, пристали они к берегу и начали устраиваться на ночлег. Блаженный же князь Петр задумался: «Что теперь будет, коль скоро я по своей воле от княженья отказался?» Предивная же Феврония говорит ему: «Не скорби, княже, милостивый Бог, творец и заступник всех не оставит нас в беде!»
На берегу тем временем на ужин князю Петру готовили еду. И повар его обрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А когда закончился ужин, святая княгиня Феврония, ходившая по берегу и увидевшая обрубки эти, благословила их, сказав: «Да будут они утром большими деревьями с ветвями и листвой». Так и было: встали утром и нашли вместо обрубков большие деревья с ветвями и листвой.
И вот когда люди собрались грузить с берега на суда пожитки, то пришли вельможи из города Мурома, говоря: «Господин наш князь! От всех вельмож и от жителей всего города пришли мы к тебе, не оставь нас, сирот твоих, вернись на свое княжение. Ведь много вельмож погибло в городе от меча. Каждый из них хотел властвовать, и в распре друг друга перебили. И все уцелевшие вместе со всем народом молят тебя: господин наш князь, хотя и прогневали и обидели мы тебя тем, что не захотели, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими, но теперь со всеми домочадцами своими мы рабы ваши и хотим, чтобы были вы, и любим вас, и молим, чтобы не оставили вы нас, рабов своих!»
Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.
IV
Когда приспело время благочестивого преставления их, умолили они бога, чтобы в одно время умереть им. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих меж собою тонкую перегородку. В одно время приняли они монашество и облачились в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией.
В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго могу ждать тебя». И в третий раз прислал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию еще не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки божий в двадцать пятый день месяца июня.
После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами – в едином гробе, который бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление.
Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им.
Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась! Радуйся, Петр, ибо, струпья и язвы нося на теле своем, мужественно все мучения претерпел! Радуйся, Феврония, ибо уже в девичестве владела данным тебе от Бога даром исцелять недуги! Радуйся, прославленный Петр, ибо, ради заповеди божьей не оставлять супруги своей, добровольно отрекся от власти! Радуйся, дивная Феврония, ибо по твоему благословению за одну ночь маленькие деревца выросли большими, покрытыми ветвями и листьями! Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь, прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!
Мы же молим вас, о преблаженные супруги, да помолитесь и о нас, с верою чтущих вашу память!
Помяните же и меня, прегрешного, написавшего все то, что я слышал о вас, не ведая – писали о вас другие, сведущие более меня, или нет. Хотя и грешен я, и невежда, но на божию благодать и на щедроты его уповая и на ваши молитвы к Христу надеясь, работал я над трудом своим. Желая вам на земле хвалу воздать, настоящей хвалы еще и не коснулся. Хотел вам ради вашего кроткого правления и праведной жизни сплести венки похвальные после преставления вашего, но по-настоящему еще и не коснулся этого. Ибо прославлены и увенчаны вы на небесах истинными нетленными венками общим владыкой всех Христом. Ему же подобает вместе с безначальным его Отцом и с пресвятым, благим и животворящим Духом всякая слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

в). Год семьи. В России 2008 год был посвящен семье. В этот год проводилось большое количество мероприятий посвященных семьям, помощь семьям, а так же различные, в том числе благотворительные мероприятия для семей и детей, не имеющих семей.

Список использованной литературы.



1) Толковый словарь Ожегова.
2) Большой Энциклопедический словарь.
3) Толковый словарь русского языка Ушакова
4) Словарь Ефремовой.
5) Юридический словарь.
6) http://www.jiport.com/?page=1&sname=dal&sw=%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F&smw=1
7) http://aphorism-list.com/poslovica.php?page=semja1&tkposlovica=semja
8) http://www.clubochek.ru/themes_40.phtml
9) http://www.razumniki.ru/detskie_stihi_pro_semyu.html
10) http://www.petr-fevronia.ru/category/2
11) http://www.semya2008.ru/


С уважением, Callisia Elegans.