Хрофтик
Рейвенкло, 7 курс
Доклад к уроку Магия языка

Цветовой анализ стиха "Уединение" Анны Ахматовой


Здравствуйте, профессор Чжоули! Вас беспокоит Хрофтик, Рейвенкло, 6 курс своим докладом. Будет он сегодня про творчество Анны Ахматовой, конкретнее, её стих «Уединение» и его цветовой анализ.
Для начала напомним, что мы получили по цветам звуков:
А – алый
У – серый
О – синий
Ы – белый
И – ярко-жёлтый
Э – зелёный.

Теперь мы разберём собственно стих по частям. В ходе доклада я буду делать так:
1) Разбор, выделение гласных
2) Цветовой рисунок каждой строки
Цветовой рисунок стиха и он же по сути вывод.
Вот такой простой план, по которому я буду работать. Начнём:

Уединение

Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.
Строителей ее благодарю,
Пусть их забота и печаль минует.
Отсюда раньше вижу я зарю,
Здесь солнца луч последний торжествует.
И часто в окна комнаты моей
Влетают ветры северных морей,
И голубь ест из рук моих пшеницу...
А не дописанную мной страницу -
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.


Распишем данный стих по гласным. Жирным выделено ударные гласные. Да, в данном разложении звукам я, ю, е, ё – ставилось в соответствие сразу а, у, э, о. Также можно заметить, что очень часто встречается е. Здесь оно заменяет э из-за проблем с этой клавишей на клавиатуре. Так то я её могу набирать, но делать это 50 раз не сильно хочется)

аооаеоеоеа
оиоиииеае
аооаеоеоеа
ыооуиеыоиае
оиеееоаоау
уиаоаиеаиуе
еаеоииуаау
еуоеиоаоеуе
иаооаоаыое
еауеыееыое
иоуеиуоиеиу
аеоиаууоаиу
оееоооаиеа
оиеуыуаауа

Далее, как я решил делать. Я каждой строке ставлю один, определё1ггый цвет. Как я решил это делать. Всем, думаю, известна программа Paint и её функция – Палитра.
Там я решил выбирать цвет из составляющих его. Для начала разложим по RGB основные наши цвета:
Красный – 255 красного (R)
Зелёный – 150 G
Синий -255 B
Жёлтый – 255 красный(R)+255 зелёный(G)
Серый – всего по 150
Белый – всего по 255

Далее как я делаю. Я смотрю по каждому цвету из трёх основных сумму. Далее наибольший – это 255, остальные соответственно из пропорции находятся. Отношение сумм равно отношению коэффициентов в полученном цвете.
Итак, начнём анализ по строкам:

Первая строка
Так много камней брошено в меня

К=5*255
С=7*255
З=3*150
В перерасчёте:
С=255
К=182
З=64

Что мы видим. Преобладает синий цвет. Для меня синий – это цвет неба, это в данном случае цвет неба глубокого, не режущего глаз, а наоборот манящего своей глубиной. Это цвет философский. Мы сами видим, что эта фраза и её понимание в контексте стиха очень интересны как раз с точки зрения этой, так что синий цвет здесь уместен. Далее сильно выражен также красный. Это пережитая ранее боль и это яркие эмоции.

Вторая строка
Что ни один из них уже не страшен,

К=9*255
С=2*255
З=2*150+7*255
В перерасчёте:
К=255
С=57
З=232

Здесь у нас явно преобладают красный и зелёный. Эти цвета здесь на мой взгляд символизируют яркость ситуации (красный) и то, что теперь жизнь (зелёный). Теперь долгожданная эмоция вырвалась красным и оповестила, что теперь началась жизнь без боли, жизнь, для меня всегда зелёная.

Третья строка
И стройной башней стала западня

К=10*255
С=3*255
З=2*150+255
В перерасчёте:
К=255
С=77
З=56

Тут явное и единоличное преобладание красного цвета. Мне кажется, что в этой фразе есть некое торжество. Не над кем-то, а вообще торжество того, что появился свой дом, где не достать. Возможно, это торжество и отразилось в красном цвете.

Четвёртая строка
Высокою среди высоких башен.

К=6*255+2*150
С=7*255+2*150
З=3*150+4*255+2*150
Итого:
С =255
К=224
З=216

Здесь особенно яркий синий, но вообще выражены все цвета. Это, на мой взгляд, объясняется. Сама башня, высота – это глубина неба, это его спокойствие и невозмутимость. В то же время это всё ещё продолжение торжества и куски жизни, живых человеческих эмоций. Не выдержанных, сорвавшихся яркой красной вспышкой, а нынешних, живых.

Пятая строка
Строителей ее благодарю,

К=4*255+2*150
З=3*150+2*255+2*150
С=5*255+2*150
Итого:
С =255
К=214
З=204

Снова все цвета во главе с синим. Да, насчёт синего я согласен полностью – это всё же философская фраза, это мысль, это очень важный момент стиха, который мне много раз вспоминался да и менял моё отношение в жизни. Красный – это благодарность, а зелёным цветом, наименее, но всё равно сильно выраженным, я думаю, обозначено слово строитель, так как строительство, созидание – это зелёный. Хотя в контексте данной строчки, на мой взгляд, он немного не вписывается.

Шестая строка
Пусть их забота и печаль минует.

К=9*255+3*150
З=2*150+5*255+3*150
С=2*255+3*150
Итого:
К=255
С=89
З=188

Да, тут неожиданно красный с частями зелёного, хотя я сходу и подумал на синий)
Вот, честно, для меня это абсолютно синяя строка, в которой отпускается тихая улыбка своим бывшим недругам, в которой спокойствие и желание добра. Так что её сложновато мне комментировать будет.

Седьмая строка
Отсюда раньше вижу я зарю,

К=8*255+3*150
З=2*150+5*255+3*150
С=2*255+3*150
Итого:
К=255
С=98
З=207

На мой взгляд, большую роль в красном окрасе имеет сама заря. Поскольку, анализируя так стих, ч несколько раз выделял именно слова, поскольку мы смотрим не только полученный смысл и его эмоции, которые имеют свою окраску, но также и пейзаж, который при этом получается, образ, который рисуется у нас в голове при этом. Зелёным цветом же у нас то, что заря – это природа, хотя это также и небо. Так что возможно эта строка для меня более синяя, чем зелёная. Скорее всего, тут глубокий зелёный)

Восьмая строка
Здесь солнца луч последний торжествует.

К=2*255+4*150
З=5*150+2*255+4*150
С=5*255+4*150
Итого:
С =255
К=151
З=253

Явно видим, что это синий и зелёный цвет. Помните, наверное, все в детстве игрались с красками и смешивали их. И что выходило, когда смешивается зелёный и синий? И добавляется буквально маленькая капелька красного, как тут? Получается яркое осеннее солнце. Со строчкой очень даже сочетается.

Девятая строка
И часто в окна комнаты моей

К=7*255
З=1*150+3*255
С=9*255
Итого:
С =255
К=198
З=102

Мы видим, что основной цвет у нас синий. Возможно, от окна. Потому что окно – это всегда улица, всегда небо. Окно – это в то же время часто что-то глубокое. Окно – это часто что-то переходное, как в почем и эта строка, поскольку из предложения вторая строка более насыщена на мой взгляд. Но в то же время в комнате моей есть что-то тёплое и родное, красное и синею. Не знаю, но синий, хоть и холодный цвет, для меня совсем не холоден. Может потому, что это мой любимый цвет?)

Десятая строка
Влетают ветры северных морей,

К=6*255+2*150
С=4*255+2*150
З=8*150+3*255+2*150
Итого:
З=255
К=186
С=149

Ну синяя же строка! И по образу ветра, который влетает в окно, и по морю, и по ощущению полёта, и по настроению, слегка философскому, лирическому. Но как-то всё по другому совсем. Попытаюсь объяснить, как так вышло. Возможно, эта фраза – это радость, это яркая жизнь и немного торжества. Яркий зелёный и немного красного.

Одиннадцатая строка
И голубь ест из рук моих пшеницу...

К=6*255+4*150
С=3*255+4*150
З=3*150+6*255+4*150
Итого:
З=255
К=211
С=135

Тут синяя вся часть видно в голубе. А основа – красно-зелёная, поскольку эта строка очень похожа по настроению на предыдущую. Потому и объяснение тоже, повторяться не буду.

Двенадцатая строка
А не дописанную мной страницу -

К=7*255+4*150
С=3*255+4*150
З=2*150+4*255+4*150
Итого:
К=255
З=205
С=146

Это с одной стороны грусть, с другой некоторый запал стиха, который тут особенно ярок. Это и вдумчивая фраза, учитывая символику, но и при этом достаточно эмоциональная. Этим, мне кажется, и объясняется преобладание синего и красного цветов. Хотя на мой взгляд синего цвета здесь больше, но взгляды они на то и взгляды, чтобы быть разными. Ой, там зелёный, а не синий второй. Тогда это сложнее объяснить. Как раз зелени тут маловато, на мой взгляд.

Тринадцатая строка
Божественно спокойна и легка,

К=5*255
С=6*255
З=4*150+2*255
Итого:
С=255
К=213
З=185

Да вот это спокойствие и лёгкость, и в словах, и в образе, и в смысле этой строчки ярко подчёркивают синеву. Действительно строка синяя, на мой взгляд. И в этой строке есть какое-то умиротворение, что ли. Я даже немного удивлён тем, что красного и синего тоже много. Возможно потому, что строчка выделяется немного. И это концовка, где всё идёт к кульминации стиха, а окончание мне очень нравится тут.

Четырнадцатая строка
Допишет Музы смуглая рука.

К=8*255+5*150
С=2*255+5*150
З=1*150+2*255+5*150
Итого:
К=255
З=129
С=115

Это концовка, и я думаю, этим всё сказано. Потому что концовка по сути должна быть красная. Или наоборот ярко синяя, или ярко красная. Но ярко одного цвета. Или же яркая по всем параметрам. Но скорее всё же по одному. Так и есть.

Теперь посмотрим на стихотворение в целом. ж не зря выбирал вот по Paint всё время эти штуки. А для этой картинки:


Это распределение по всему стиху цветов. Каждая полоска – это строка. Что мы можем сказать про эту картинку.
И можно сказать точно. Стих яркий. Очень яркий, здесь нет тусклых красок в итоге. Можно, конечно, сказать, что всё из-за того, что мол мы брали максимальный цвет 255, но он действительно яркий. В каждой строке выражены своя эмоция, свой образ. И это делает его достаточно интересным. Преобладают у нас, как видно, красные (эмоции), синие (мечта, мысли, небо), зелёные (жизнь) и жёлтые (тоже свет, солнце, жизнь) краски. Они и выражают в общем данный стих.

Спасибо за внимание. Надеюсь, не утомил ещё)) Хрофтик, Рейвенкло, 6 курс.

Оценка: 10
Комментарий преподавателя:
Очень интересный подход) Надо будет его обдумать на досуге.

В Страну Слов
Кабинет Магии языка


Уничтожение клопов холодным туманом отзывы.