Недотыкомка
Рейвенкло, 5 курс
Доклад к уроку Магия языка
Цветовой сравнительный анализ стихотворных отрывков поэмы Лермонтова "Демон"
Здравствуйте, профессор Чжоули!
Недотыкомка аккуратно положила на пустой преподавательский стол свиток с докладом и три иллюстрации к нему:
Профессор, я решила приготовить доклад к лекции о цвете звуков. В качестве материала для анализа я взяла поэму Михаила Лермонтова «Демон». Признаюсь вам откровенно, Лермонтов пленил мою душу еще в школьные годы, однако изучать «Демона» мы начали только на втором курсе маггловского института. Я влюбилась в это произведение без памяти, позвольте представить на ваш суд сравнительный цветовой анализ трех небольших фрагментов этой поэмы.
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Однообразной чередой.
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья.
Это отрывок из начала поэмы. Демон представляется нам изгнанником из рая, духом потерянным, непонятым, одиноким. Я выбрала этот фрагмент не случайно, в своем докладе я хочу проследить развитие и изменение личности Демона в произведении, а также сравнить цветовую палитру отрывков.
На мой взгляд, гласные звуки соотносятся со следующими цветами:
[а] - синий
[о] - желтый
[э] - зеленый
[у] - белый
[и] - черный
[ы] - красный
В цветовом соотношении: синий – 28%, желтый – 25%, зеленый – 24%, белый – 12%, черный – 7%, красный – 3,5%.
Используя иллюстрации Михаила Врубеля к поэме
То не был ангел-небожитель.
Ее божественный хранитель:
Венец из радужных лучей
Не украшал его кудрей.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!..
Здесь мы видим уже совсем иного Демона. Он страстно влюблен в земную Девушку Тамару. В строках Лермонтова очень точно и ярко переданы метаморфозы героя – он меняется.
В цветовом соотношении: зеленый – 29,5%, желтый – 20%, синий – 17,5%, черный – 14%, красный – 10%, белый – 8%.
Пред нею снова он стоял,
Но, боже! – кто б его узнал?
Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца, —
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица.
Это финал истории Демона, душа Тамары уносится Ангелом на небо, а герой остается в одиночестве, сжигаемый собственной злобой.
В цветовом соотношении: желтый – 36%, синий – 25%, зеленый – 18%, черный – 10%, красный – 7%, белый – 3%.
Используя во всех трех случаях иллюстрации Михаила Врубеля к поэме Лермонтова "Демон", я смогла создать на маггловском компьютере в контексте сегодняшнего доклада, в определенной цветовой гамме, высчитанной выше, соответствующие рисунки.
Анализируя соотношение цветов и цветовой палитры стихотворений, я пришла к выводу, что каждая иллюстрация запечатлевает Демона в определенный момент его душевного состояния.
На первой иллюстрации мы видим Демона потерянного, летящего высоко в небе над горами. При рассечете цветов для этого отрывка, я получила большое количество синего цвета, что сразу же нашло отражение в облаках и небе. Все остальные цвета составили необычайно красивые крылья мятежного духа. Демон печален, изгнан, непонят.
На второй иллюстрации мы видим Демона на подъеме душевных сил, он меняется, меняется стремительно. Он сам уже не понимает, кто он - зло или добро. Любовь живет в его сердце, управляет его разумом. Демон размышляет о своих чувствах, спрятавшись за изумрудной породой. Его крылья налились золотом, его тело бледно, глаза его горят.
На третьей иллюстрации мы видим озлобленное мертвенно-желтое лицо Демона на фоне разноцветных драгоценных пород. Он не верит в больше в любовь, в его сердце ненависть и тоска. Его глаза налились адским алым пламенем, а страстные губы запеклись на солнце.
Подводя итоги, хочется отметить, что цветовой анализ отрывков поэмы "Демон" укрепил в моем сознании авторитет художника Михаила Врубеля, создавшего необычайные по цветовой гамме картины "Демон сидящий" и "Демон поверженный". Разложив отрывки по цветам, я поняла, что язык Лермонтова очень богат, многообразен, многоцветен, что самое важное! Следовательно и сам герой (Демон) не может быть просто черным или белым. Он многоцветен, как и язык Лермонтова, он многоцветен, как и анализ этих отрывков, он многоцветен, как и картины Врубеля.