Чертополох
Рейвенкло, 1 курс
Доклад к уроку Магия языка

Редукция


Произнося заклинания, очень важно чётко и правильно проговаривать все его звуки. Так что нужно знать, во-первых, как они извлекаются. А во-вторых, чем отличаются и отличаются ли звуки в потоке речи от отдельно произнесённых. В данном докладе я рассмотрю только гласные звуки под ударением – и безударные.
Ещё со времён средней маггловской школы каждому хорошо известно правило проверки безударных гласных в словах: нужно букву в корне поставить под ударение. Но что такое эти безударные гласные?
Природа этого явления такова. Дело в том, что произнесение каждого звука имеет три стадии: приступ (это не взятие крепости, а подготовка органов речи к произнесению звука), собственно звукоизвлечение – и отступ (возвращение органов в исходную позицию). На своём родном языке часто мы говорим довольно-таки бегло, а люди, которые медленно проговаривают каждое слово, нас даже раздражают. Так вот, из-за скорости речи приступ второго звука совмещается с отступом первого. Поэтому звуки видоизменяются и подстраиваются друг под друга.
В русском языке ударение – довольно сильное по сравнению со многими другими языками. Так что основную часть воздуха, который мы вдохнули, при выдохе мы тратим именно на него. Делаем на ударном звуке акцент. А безударные гласные не получают такого внимания и видоизменяются. Это изменение называется «редукция».
Существует два вида редукции: количественная и качественная. При количественной редуцированный (т.е. безударный) звук длится чуть меньше, чем он же под ударением. Мы это, конечно, замечаем на слух, но не то чтобы очень сильно. Сам же звук остаётся таким же, как и ударный. Обычно ни у кого не бывает трудностей с безударными [и, ы, у]. Например, слово «скорлупа» кто-то может написать как «скарлупа», но вот вместо буквы «у» другую вряд ли кто-то поставит.
Гораздо сложнее и интереснее явление качественной редукции. Для того, чтобы нам было легче его рассматривать, назовём слог перед слогом с ударением – первым предударным слогом. Например, в слове «рассказ» это будет слог «рас». Так вот, звук, находящийся в этой позиции, частично перетягивает на себя силу ударения – и слышится гораздо чётче, чем слоги, например, следующие за ударением. Поэтому и редуцируется он особенным образом.
Если в первом предударном слоге согласный перед нашей изменяющейся гласной твёрдый, тогда мы произносим в этом месте звук – так называемую крышечку. Этим символом обозначается короткий звук [а], почти соответствующий ударному. Проследить такую редукцию можно, например, в словах «молоко» и «запас».
Если же в первый предударный слог затесался мягкий согласный – ситуация усложняется. Дело в том, что люди по-разному (в зависимости от места проживания и личных особенностей речи) произносят этот звук. Он в любом случае получается средним между [и] и [э], но только у некоторых он ближе к первому, у других – ко второму звуку («эканье», как правило, характерно для речи старшего поколения, «иканье» - младшего). Так и называется: э с призвуком и или и с призвуком э. Кроме того, если в первом предударном слоге перед гласным стоит буква ц или буква ш – то вместо [и] с [э] смешивается звук [ы]. Эти звуки называются соответственно э с призвуком ы и ы с призвуком э. Редукцию такого характера можно проследить в словах «чердак» и «Буцефал».
Редукцию в первом предударном слоге называют редукцией первой степени. По ней изменяются не только звуки в первом предударном слоге, но и звуки в абсолютном начале фонетического слова (с той разницей, что если звук стоит в абсолютном начале – согласного перед ним нету, и изменяется он только в «крышечку», как в слове «окошко»).
В противоположность первой существует редукция второй степени – изменение звуков в других безударных положениях. И там всё несколько проще. Если перед гласным в слоге с такой редукцией стоит твёрдый согласный – мы произносим звук [ъ], а если мягкий – тогда [ь] («ер» и «ерь» соответственно). Первый есть нечто среднее между [ы] и [а], а второй – между [и] и [э]. Такую редукцию можно наблюдать в словах «голытьба», «россказни», «счетовод».
Нужно помнить, что редуцированные звуки, хотя мы можем расположить их и в треугольнике Щербы, не являются самостоятельными: мы не можем произнести их отдельно, вне слитного слова. Да у них нет и конкретных букв, за которыми бы было закреплено их звуковое значение постоянно. Правда, в старославянском языке 9 века – и, соответственно, в древнерусском языке, такие буквы имели место быть, и обозначали даже самостоятельные звуки (уже тогда, правда, слабые и подверженные редукции почти до нуля звука). И они остались в современном русском алфавите, уже не обозначая, впрочем, никаких звуков: это Ъ и Ь.
Произнося заклинания, о редукции очень важно не забывать. Как правило, магические формулы произносятся медленно, нараспев, что позволяет магу чётко проговорить каждый звук и избежать редукции. Если же маг такое заклятье протараторит, изменив звуки (как – смотрите выше), то у него либо не выйдет личего, либо не выйдет ничего хорошего.
С другой стороны, некоторые заклинания либо были созданы в момент опасности или стресса, либо из изобретал любитель скороговорки – и тогда редукция как раз должно быть, иначе мы опять не получим нужного эффекта. Все это необходимо учитывать, разучивая новую магическую формулу.

Оценка: 9
Комментарий преподавателя:
Интересный доклад. Да, такого явно не хватает студентам при изучении соответствующей темы, но... Где примеры звукозаписи? Вы приводите слова и не приводите пример их звукозаписи, без которых ценность доклада падает, потому как один подумает так, а другой - эдак.

В Страну Слов
Кабинет Магии языка