Зоя Экшен
Гриффиндор, 6 курс
Доклад к уроку Магия языка
Цветовой анализ стихотворных фрагментов из творчества Маяковского
Здравствуйте, уважаемая Чжоули Линк!
Я решила сделать цветовой анализ стихотворных фрагментов из творчества Владимира Маяковского. Напомню, какие цвета я отвела каким звукам:
а – ярко-красный,
и – светло-синий,
о – бледно-жёлтый,
у – чёрный,
э – ярко-зелёный,
ы – белый.
Итак, фрагменты:
1. В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла – на даче было это.
(«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»)
2. Слава вам, идущие обедать миллионы!
И уже успевшие наесться тысячи!
Выдумавшие каши, бифштексы, бульоны
и тысячи блюдищ всякой пищи.
(«Гимн обеду»)
3. Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.
(поэма «Облако в штанах»)
А теперь я запишу их в виде букво-звуков, считая каждый ударный звук за два:
1. оо оо о оо а аа ы аа
и уу а ии о ээ о
ы аа а аа
а аа ы аа аа аа э ыы о ээ о
2. аа а аа и уу и э о ээ а и и оо ы
ии у ээ у ээ и э а ээ а ыы а и
ыы у а и э аа и и ээ ы у оо ы
ии ыы а и уу и аа о ии и
3. аа у ыы
э аа у у у аа а а оо о о уу
аа ыы и э и а ээ аа а аа э о у ээ э
уу у а ии оо о о аа э ы ээ а о уу
оо ы а и и э аа у а аа ы и ээ и
Затем посчитаю количество этих звуков в каждом фрагменте:
1. 20 а, 3 и, 11 о, 2 у, 5 э, 5 ы.
2. 15 а, 18 и, 6 о, 8 у, 12 э, 9 ы.
3. 25 а, 8 и, 12 о, 13 у, 13 э, 7 ы.
У всех выбранных мной стихотворных фрагментов Маяковского есть две общих черты: преобладание кричащего звука «а» и редкое, только по необходимости использование звука «ы». Неудивительно, что для яркой, экспрессивной поэзии Владимира Маяковского характерен звук «а», возможно именно поэтому его стихи производят такое впечатление на слушателей и читателей. Звук «а» у меня красного цвета, что очень подходит к коммунистическому, революционному настроению произведений поэта, возможно, он тоже видел звук «а» красным (а звуку «ы» я отвела белый цвет, все мы помним, что революция заставила людей сделать цвета белый и красный противоположными. Неудивительно, что Маяковский не захотел активно пользоваться этим звуком). Но в первом фрагменте на втором месте по частоте использования стоит звук «о», делающий стихотворение мягче, округлее, и солнечнее. Стихотворение целиком о солнце и поэт, чтобы вместить в своё стихотворение некое «присутствие солнца», старался чаще употреблять звук «о», являющийся в слове «солнце» ударным. Всё это может подтвердить цвет звука «о», выбранный мной: бледно-жёлтый, цвет солнечного света. Звук «у» же является ударным в таких словах, как «скучный», «тусклый», никак не напоминающие солнце и свет, поэтому звука «у» в первом фрагменте так мало. Чёрный цвет звука вообще полностью противоречит солнцу, там солнцем и не пахло. Второй фрагмент написан с ехидной, издевательской окраской, поэтому там много звуков «и» и «э», («ехидный» и «издевательский» начинаются как раз с этих букво-звуков), его звучание похоже на смешок: «хи-хи-хи!», «хе-хе-хе!». Поэтому это стихотворение в основном ярко-зелёное и светло-синее, я бы даже сказала болезненно-зелёного и кисло-синего. Звуков «о», не имеющего такой окраски, там напротив мало. И разве может бледно-жёлтый цвет над кем-то издеваться? В третьем фрагменте кроме преобладающего звука «а» с его кричащей красной нагрузкой преобладают следующие звуки: «у», «э», «и» - угнетающий чёрный, ехидный зелёный, холодный синий. Что вполне соответствует настроению стихотворения: угнетённая холодная и насмешливая, кроваво-красная злоба. Это самый негативный фрагмент из трёх, что видно как и по словесному содержанию, так и по цветовому.
Оценка: 10
Комментарий преподавателя:
Интересно получилось)