VanDerWing
Хаффлпафф, 2 курс
Доклад к уроку Магия языка
"В пользу сигналов-знаков".
- Добрый день, профессор Чжоули Линк, - мальчик из Хаффлпаффа, волнуясь, положил на край стола пергамент, перевязанный желтой ленточкой, - хотелось бы подробнее разобрать пользу сигналов-знаков и заодно их особенности.
Однажды Винг, будучи в Москве на экскурсии, ибо жил он в Голландии, заблудился по пути в «Третьяковку». Родной город Утрехт не мог похвастаться наличием метро, зато здесь, в столице России, его было даже слишком много для молодого мага, видевшего это подземное чудо впервые. Прильнув к зеленовато-желтой карте Москвы, Винг пытался разобраться, где он и куда ему надо, тыкая пальцем в, защищавшее бумагу, стекло.
- Простите, - обратился мальчик к пробегавшей мимо женщине с тяжелыми хозяйственными сумками, - как называется эта станция?
- Разуй глаза, - почему-то резко бросила она, - вот написано.
Она кивнула на табличку, на которой действительно значилось: «Новослободская». Сама станция пестрела витражами – наследие Советского Союза, еще сохранившееся в этом разорванном на части и оскверненном мире. Винг подошел ближе, коснувшись рукой стекла, прижатого латунными вставками. Какой-то немыслимый узор, обозначенный красивыми стилизованными цветами, подсвечивался изнутри лампами. Таких цветов в природе нет, но мы понимаем, что это цветы, как такое может быть? Символы? Знаки? Хотя, сейчас это казалось просто красивой картинкой. Грандиозные арочные проемы, обозначавшие многочисленные проходы к поездам, а в центре зала переход на другую станцию. Белая стрелка на синем фоне явно указывает, что желающим продвинуться с кольцевой на станцию «Менделеевская», именно сюда. Об этом Винг узнал из подвешенного указателя, а еще по тому знаку, который изображал перечеркнутую фигуру человека, означавшего, что здесь прохода нет. Очень удобно, потому что позволяет избежать своеобразных «пробок», направляя потоки толпы в нужное русло. Мальчик еще раз сверился с картой. Можно было проехать по кольцу до «Проспекта Мира», а потом, пересев на радиальную, устремиться прямиком на «Третьяковскую». Об этом свидетельствовали разноцветные ветки, обозначенные коричневым (кольцевая) и оранжевым (калужско-рижская). Две остановки и пересадка – Винг считал станции, ставшие на бумаге обычными кружочками. Так, теперь надо бы определиться в какую сторону ехать. Он оглянулся на списки станций и указателями в две стороны. Найдя нужную, Винг определился, наконец, что ему налево. Вскочив в вагон прибывшего поезда, он не стал далеко забираться, заняв место около дверей, захлопнувшихся с грохотом, и обозначивших на своем стекле две идентичные надписи: «Не прислоняться». Собственно, прислоняться к ним Винг и не собирался. Очень-то надо, не спохватившись вовремя, оказаться лежащим на платформе под всеобщий хохот.
Станция метро «Проспект Мира» встретила мощными светлыми колоннами, чтобы перейти на радиальную, надо было подняться по эскалатору, о чем свидетельствовала надпись на подвешенной табличке прямо перед движущейся лестницей. Легко прыгнув на ступеньку, мальчик поднялся на уровень выше и продвинулся на один пунктик ближе к цели. Дальнейшее не представляло особой трудности, ибо Винг уже начал ориентироваться в метро с достаточной легкостью. Выйдя со станции «Третьяковская», он прошел через ряды торгующих, попутно обращая внимание на знаки-сигналы. Да, все, что он наблюдал до этого, было именно такими знаками. Не принадлежавшими природе, но дающими понятие об окружающем, о том, где находишься.
Поднявшись по ступенькам, он выбрался на Климентовский переулок, о чем явно свидетельствовали дорожные знаки, указывающие название сразу на двух языках: русском и английском. Большая Ордынка показалась ему вовсе не такой большой, скорее так, проулочек, конечно, по сравнению с проспектами, она явно проигрывала в размерах, но видимо для века прошлого она казалась несказанно огромной. Ордынский тупик ничего примечательного не внес, а вот дальше начали попадаться интересные фигуры, составляющие собой целую аллею на пути к «Третьяковке». Подобные символичные изваяния, без сомнения уверили Винга, что он на правильном пути. Конечно, это был Лаврушенский, его ни с чем другим и невозможно было спутать, поскольку, наверное, слишком много символов-сигналов кричало об этом со старых, обшарпанных стен домов, скульптурных композиций, и главной достопримечательности – дома Третьяковых, выкупленного братьями еще в эпоху даже не зарождающегося Модерна, в 1851 году. И такое чувство, что они ориентировались по каким-то им одним известным знакам, предполагая с ювелирной точностью, что «Бунт четырнадцати» принесет колоссальную пользу Отечеству и прославит их фамилию на века.
Конечно, Винг нашелся, и теперь, сидя в номере гостиницы, после экскурсии, думал над тем, что ему пришлось сегодня увидеть и как полезно иногда в жизни понимать знаки-сигналы. Человечество в своем развитии не стоит на месте, и он даже не знал радоваться этому или нет. С одной стороны все было замечательно, мир меняется и меняется к лучшему, появляются удобные жизненные мелочи, без которых трудно ориентироваться, а с другой стороны… впрочем, о других сторонах мы могли бы поговорить в другой раз.
Конечно, Винг думал и об изобретательности магглов, развесивших нужные таблички, и именно там где нужно, придумавших светофоры, автомобили, поезда, самолеты и правила для каждого из этих транспортных средств. А ведь во всем этом присутствуют сигналы. От сигнала светофора на перекрестке, до звукового сигнала парохода, неспешно отходящего от пристани. Сигнал, созывающий рабочих на завод по утрам, обозначающий начало смены, свисток постового на дороге с просьбой остановиться проезжающему автомобилисту, знакомые до боли таблички: «Проезд не занимать», «открыто», «закрыто», «касса не работает». В основном, все эти мелочи позволяют избежать глупых ситуаций, ненужных действий или вопросов. А с другой стороны, магглы настолько привыкли ко всякого рода подобным сигналам, что уже трудно иногда перестроить свой пытливый ум на что-то еще. Мало кто специально станет ломиться в магазин, на котором висит табличка «закрыто» или «отошла на 15 минут». Кстати, а вот эти странные 15 минут, никогда не знаешь, от какого момента они берут свое начало. Выходит, что если есть сигналы, то они делятся на ложные и правдивые. Ибо людям свойственно лгать. Никогда не обманет животное, подавая сигнал о приближении врага, всему стаду, никогда не нарушит свои законы природа, чтобы изменить тот или иной свой сигнал, а люди могут. Странно даже подумать, ведь в некоторых странах кивок головы может подать сигнал: «нет», вместо привычного большинству: «да». Белое может оказаться сигналом траура. По сравнению с сигналами-образами и сигналами-индексами, сигналы-знаки проигрывают лишь в том плане, что не всегда несут в себе заведомо достоверную информацию, а в остальном, они созданы предупреждать, помогать, направлять. Ведь если бы оказались ложными сигналы в метро, то Винг не смог бы догнать свою группу и, кто знает, может до сих пор блуждал бы по бесконечным залам московской подземки, так и не разобравшись куда идти? Да и не только он. А еще Винга очень интересовал еще один вопрос. Витражи. Вернее не сами витражи, а то, что на них изображено, а именно, символы цветов. Орнамент. Что представляет из себя орнамент? Такой же знак-символ. Изображение, чередование, стилизация, основанная на реальности. Кстати, мы даже иногда и не сможем с точностью определить, что это за цветок, но зато с полной уверенностью скажем, что это именно цветок, а не дом или корабль. Также и с дорожными знаками. Значит, знак-символ и знак-сигнал это не только какое-то действие, но еще и определенное изображение, своеобразная стилизация, основная на нашем восприятии. То, что нам понятно без слов. То, что должно указать желаемое действие в минимальные сроки.
Иногда диву даешься, сколько всего может породить один единственный, казалось бы, обычный день. Столько размышлений, вопросов, на которые с ходу не ответишь, но это только начало, чем дальше забираешься в дебри своего пытливого разума, тем больше вопросов возникает. Так устроена жизнь со всеми ее знаками, символами, индексами, сигналами. И только наше право прислушиваться к ним или нет, главное в этом деле заранее просчитать последствия этого «неприслушивания», ведь сигналы, они на то и сигналы, чтобы обращать на них внимание.
Спасибо за внимание к моей работе.
VanDerWing.
Оценка: 9
Комментарий преподавателя: