Зоя Экшен
Гриффиндор, 3 курс
Доклад к уроку Магия языка

Собственное исследование


Здравствуйте, профессор Чжоули Линк!

Особенности речи.

Это моё небольшое исследование на тему, которую я очень люблю. Особенностями речи я называю такие замечательные вербальные явления, которые звучат в речи разных людей и таким образом отличают их стиль общения от стиля общения других людей. Они употребляются людьми и в устной, и в письменной речи. Заметив в письме фразу или словечко, которую часто повторял знакомый человек, мы догадаемся, кто писал письмо, не видя подписи. Особенности речи делают человека необычным, запоминающимся, зачастую они могут многое о нём сказать.

Особенности речи я разделила на несколько групп:

1) Особенность-число. Это числа, которые человек приводит в качестве примера того, сколько раз произошло то или иное действие. Оно неверное, но оно должно звучать. Есть общепринятые особенности-числа: десять, сто, триста, тысяча (в устной речи – тыща), миллион. Есть личные особенности-числа, например: двести сорок, пятьдесят два, сто тридцать один. Употребляются в следующих фразах:
- Я тебе триста раз уже говорила!
- Двести сорок раз ты плохой… (из песни Ларисы Долиной)
- Чтоб тебя пятьсот двадцать два раза…

2) Особенность-паразит. Эти особенности речи бывают только общепринятыми и несильно отличают человека от других. К особенностям-паразитам относятся: короче, типа, значит, приколи, в натуре, вообще (ваще) и др. В речи для них почти нет строго отведённых мест, они могут быть произнесены почти что после любого слова, например:
- И, короче, я, короче, подхожу к нему, короче, а он мне, короче, говорит…
- Нет, ты приколи, он мне вчера, приколи, позвонил…

3) Особенность-звук. Обычно эти особенности речи используются для того, чтобы забить паузу в монологе, но если злоупотреблять их использованием, они будут проскальзывать случайно. К общепринятым особенностям-звукам относятся: э-э… м-м… К личным особенностям-звукам относятся любые другие звуки или краткие звукосочетания. Мне известен один пример использования личной особенности-звука, когда мальчик при чтении произносил звукосочетание «нэ». Примерно так:
- Пошла, нэ… муха, нэ… на базар, и купила, нэ, самовар.
Таким образом, особенность-звук не только отличала его чтение от чтения других людей, но и оказывала ему своеобразную моральную поддержку.

4) Особенность-цитата. Вернее было бы назвать эту группу «особенность-крылатое выражение», но язык любит звучать, и особенность-цитата благозвучнее. Как следует из моего текста, разъясняющего смысл названия, особенность-цитата – это крылатое выражение. Крылатые выражения как бы «раскрашивают» речь, делают её богаче, несмотря на то, что большинство людей использует в своей речи одни и те же крылатые выражения. Это и поговорки, и афоризмы, и фразеологизмы. Они всем известны, но некоторые я всё-таки перечислю: ахиллесова пята, даю руку на отсечение, комар носа не подточит, «пришёл, увидел, победил» и пр. Зачастую используются вместе с предупреждающим словосочетанием «как говорится», например:
- Как говорится: пришёл, увидел, победил!
- Как говорится, наврал с три короба!
К ним же относятся и цитаты. Цитата может быть любой, главное, чтобы она гармонировала с контекстом:
- И она так по быстренькому подошла, то да сё… Как говорится: «Дай мне пять минут, я узнаю, как тебя зовут»…
- Прямо даже и не знаю, что будет… Это как в программе говорят: «Что будет завтра, вновь покажет время»…
Также существуют личные цитаты, это тоже одна из причин, по которой я не назвала группу крылатыми выражениями. Люди любят цитировать сами себя и самостоятельно сочинять интересные или несущие в себе душевное состояние человека фразы. Например:
- Нет счастья в жизни!
- Сил моих дамских нет…
- Как я всегда говорю: танцевать – не перетанцевать!
- Ах ты чокнутый Алладин!

5) Особенность-слово. Это любое слово за исключением предлогов, частиц и союзов, а также за исключением слов-паразитов, потому что для них есть своя группа. Это одна из самых интересных групп, потому что зачастую именно одно слово отличает нашу речь от речи других людей, главное – повторять и повторять его, а ещё интереснее немного исказить его. Они бывают только личными, потому что общепринятые слова разумнее было бы отнести к крылатым выражениям. В качестве искажённых личных особенностей-слов и некоторых неологизмов этой группы приведу следующие любопытные примеры: страньше (из одного из переводов книги «Алиса»), булажники, кандыбрякнулся, ламцадрица-ца (из стихотворения В. Маяковского), кушкать, уч (антоним от «неуч»), хитроглупый, аквахлюпация. А теперь примеры из речи:
- Всё страньше и страньше!
- Вот он и кандыбрякнулся лицом прямо…
- Аквахлюпация какая-то!
Или примеры неискажённых особенностей-слов:
- Тот ещё вампир! Сидит, круглые сутки, в компьютер играет… (здесь неуместно слово «вампир», но оно делает речь своеобразной)
- Ух, как ты вся изволтузилась! (это слово достаточно популярно, но оно является особенностью речи, если человек не употребляет также синонимов этого слова – изгваздалась, испачкалась)

Итак, это был мой краткий анализ особенностей речи. Какие можно сделать выводы из этого исследования? Что, во-первых, количество слов в языке бесконечно, оно постоянно увеличивается за счёт искажённых особенностей-слов. Во-вторых, людей в разных частях страны объединяют особенности-цитаты – крылатые выражения. В-третьих, с помощью языка человек может найти поддержку в трудной ситуации, если умеет пользоваться особенностью-звуком. В-четвёртых, людям лучше избавить свою речь от особенностей-паразитов и заменить их особенностями-словами, чтобы их речь стала ярче и богаче. В-пятых, с помощью особенностей-чисел мы всегда сможем вызвать у собеседников улыбку, если произнесём слишком особенное число, например «три тысячи двести девяносто восемь раз». А в-шестых: нужно, нужно делать свою речь оригинальнее, нужно развиваться, вставлять в свою речь красивые и «вкусно» звучащие фразы, чтобы быть настоящим, умелым собеседником, но никогда не нужно увлекаться и строить свою речь из одних только особенностей. Тогда речь станет, быть может, очень богатой, но разговаривать такой речью можно будет только с собой.

Оценка: 10
Комментарий преподавателя:

В Страну Слов
Кабинет Магии языка