Анориэль
Рейвенкло, 5 курс
Доклад к уроку Магия языка

Ещё один способ магического растениеводства


Здравствуйте, уважаемая профессор Чжоули!

На последнем уроке в этом триместре, бывшем практическим занятием, мы учились выращивать магические растения из слов. Для этого мы брали волшебное семечко, из которого вырастал цветок, а затем прививали к нему различные лепестки, листики и веточки - кому что больше нравилось, называемые приставками и суффиксами. Основных способов прививок мы успели изучить пять: суффиксальный (прививается только суффикс), приставочный (только приставка), приставочно-суффиксальный (к растению прививаются сразу два новых отростка, создающие один общий листик или лепесток), бессуффиксный (от растения отсекается суффикс) и переход слов из одной части речи в другую (тогда получалось два одинаковых лепестка в разных местах). Однако есть и ещё один способ, который можно назвать даже не прививкой, а скрещиванием - двуосновный.
Как это происходит? Берутся сразу два семечка, а то и два целых растения, а чаще - растение и маленький отросточек, но со своим корнем. И эти два растения скрещиваются, или маленький отросток прививается к большому растению, давая целую новую ветвь. Получается, что в одном слове не один, как обычно, а сразу два корня. А для того, чтобы прививка лучше держалась, и растения не развалились, используется способ соединения: особый вид скрепления, называемый соединительными гласными. Ими даже самый маленький мешочек не наполнишь, поскольку их бывает всего лишь две: О и Е. Но этого вполне достаточно, хотя такое скрещивание встречается не так уж и редко. Подбирается та или другая гласная в зависимости от свойств корня первого растения: если корень заканчивается на твёрдую согласную, берётся соединитель О, а если на мягкую или шипящую, то Е. Например, если мы будем скрещивать слова "мёд" и "носить", то смотреть нам нужно на первый корень - "мед". Поскольку звук [д] - твёрдый, нам пригодится соединитель "о":
мед + о + носить -> медоносить
А теперь уже от этой новой ветки, даже целого нового растения, мы можем, например, отсечь суффикс по бессуффиксному способу словообразования, и тогда получится:
медоносить - и -> медонос

А вот другой пример: мы берём для скрещивания слова "корень" и "плод" и хотим их соединить. Первым пойдёт корень слова "корень" (эка завернула!), который наканчивается на мягкий звук [н'], посему берём соединитель Е:
корень + е + плод -> корнеплод

Или такой пример (такое растеньице этим летом вырастил наш замечательный учёный кот Силантий ): берём слова "мышь" и "ведение", ответвившееся от глагола "ведать". Звук [ш], которым заканчивается корень "мышь", конечно, твёрдый, однако он относится к шипящим, поэтому соединитель "О" нам не поможет - тут нужен "Е":
мышь + е + ведение -> мышеведение
Отсечём суффикс, и вот нам определение Сили:
мышеведение - ени -> мышевед
И вот уже перед нами небольшое растеньице, чем-то ужасно напоминающее кота... Интересно, чем?

Двуосновный метод скрещивания растений помогает вывести новые виды, включающие в себя свойства двух исходных. Конечно, прививочного материала суффиксов и приставок очень много, однако не все прививки сочетаются и приживаются ко всем растениям. Порой как ни крути, а не прирастить тот или иной суффикс или приставку. Конечно же, и не любые два корня сойдутся и срастутся, однако если это произойдёт, то мы получим новое растение, отличающееся своими уникальными свойствами и дающее новое поле для нашей ботаническо-лингвистической магодеятельности .

С уважением,
Анориэль, Рейвенкло, 5-й курс.


Оценка: 10
Комментарий преподавателя:
Молодец)

В Страну Слов
Кабинет Магии языка


Обществознание 10 11 класс решебник гдз по обществознанию за 10 класс.