Милеанна
Гриффиндор, 6 курс
Доклад к уроку Магия языка

Рассказ с использованием историзмов


Здравствуйте, профессор Чжоули Линк!
Вот моя работа:

Я бы хотела написать небольшой рассказ с историзмами. Тут будет много историзмов украинской истории, связанных с запорожским казачеством.

Известно, что Сечь Запорожская основана была, как форт защиты от монголо-татар – диких племён, населявших Азию и Крым. Но немногие знают, что не только из-за этого сбегали крестьяне за днепровские пороги. То было смутное для Украины время, время, когда на наших землях хозяйничали феодалы и польская шляхта, проводя ополячивание украинцев, заставляя их говорить на чужом языке. Феодалы: князья, бояре – жили к огромных крепостях, а народ закабалён был. Крепостные крестьяне платили оброк феодалу, холопами их звали. А у князя и своих, вольных слуг было вдоволь: огнищанин, что хозяйством управлял; тиун, который за поместьем следил, подъездной – сборщик податей и оброка. Но не о том у нас речь идёт, а о крепостных, да просто вольных крестьянам, которым кабала надоела. Сбегали они за пороги днепровские, в степи южные, да так, что найти их там сложно было. И основали они там Сечь – государство в государстве, свободную общину. И назвали они себя казаками. И недаром - в переводе с тюркского «казак» - свободный человек. Сечь получила своё название потому, что ограждена была частоколом из брёвен, которые высекали сами поселенцы. Так появилось едва ли не первое в Европе государство, где власть была в руках народа – республика. Настоящая христианская республика.
И вот однажды постучался в сечевые ворота парубок молодой – в шароварах широких, да в вышиванке – рубашке вышитой. Безусый юнец с курчавыми чёрными волосами. Открыл ему привратник да говорит:
- Добрый день тебе!
- Добрый день! Примите ли в Сечь?
- В Бога веруешь?
- Верую.
- В Богородицу веруешь?
- Верую.
- Перекрестись.
Перекрестился юноша по-православному, тогда казак ему и говорит:
- Ну заходи, живи на Сечи, будь нам другом и товарищем, да соратником верным. Заходи в курень, что третий справа от городской площади.
Пошёл юноша, но тут порыв ветра сорвал с него соломенную шапку и… освободил косу тёмную…

Собралась вся Сечь, гудит… Казаки со всех куреней собрались на площадь. Разделились мнения казацкой старшины и простых казаков. Старшина: сотники, десятники, тысячники не хотят, чтоб женщина была на Сечи, не в правилах это. Простое куренное казачество не против – говорят они, что принятие в казаки следует после трёх вопросов стражника, и не говорится про то, что женщины не могут отвечать на эти вопросы. Но вот вышел вперёд кошевой атаман, гетман Сечи. В руках у него булава, клейноды – символы гетманской власти. Посмотрел он на казаков, да на девушку.
- Как звать тебя? – спросил у неё.
- Килина. Пустите меня, батьку, на Сечь. Я крепостная, а барин всё меня любовницей своей сделать хочет. Нет житья в неволе, а на Сечи мой отец есть, он в походе сейчас.
- Оружием владеешь? Грамотой?
- Грамотой владею, писарем могу быть. Ятаганом владею – барин купил как-то на ярмарке, учил меня, охоча я до этого.
Подумал гетман, да и позволил Килине остаться.
Но не стала она писарем – очень скоро поплыла она по Днепру да в море Чёрное на лёгком казацком корабле чайке и штурмовала вместе со всеми крепость Измаил. И освободив плененных там козаков, в том числе и своего отца, стала единственной Сечевой женщиной-казачкой.

(Примечание: вступление в казаки действительно происходило всего лишь после трёх вопросов, написанных в рассказе. Всякий православный человек мог стать казаком).ъ

С уважением, Милеанна, Гриффиндор

Оценка: 8
Комментарий преподавателя:

В Страну Слов
Кабинет Магии языка