Lacrimosa
Хаффлпафф, 3 курс
Доклад к уроку Магия языка
И еще немного о звуках=)
Здравствуйте, профессор! Вот решила написать небольшой доклад по вашему уроку:
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ветра, журчание ручейка, пение птиц… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, пыхтит чайник на плите…
Выходим из дома – и опять нас окружают звуки. Но вот мы отчетливо выделяем из всех звуков голос прохожего: «Вы не подскажете, сколько сейчас времени?».
Каким же образом мы уловили из всего потока звуков именно те, которые передали нам информацию? Чем же тогда отличаются они (звуки) от других звуков?
В языке все имеет свое звуковое выражение. К примеру, произнесем звуки [а], [к], [у], [р] – никто не поймет, что мы имели в виду. Но достаточно лишь те же самые звуки произнести в обратном порядке – [р], [у], [к], [а], как сразу становится ясно, о чем идет речь. И самое интересное, что из одних и тех же звуков можно составить разные слова: клоун – уклон – колун.
С незапамятных времен на протяжении многих тысячелетий звуки речи складывались в определенный порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. И теперь каждый звук в слове занимает свое место. Если заменить хотя бы один или поменять звуки местами – измениться и сам смысл слова: аист – лист, сон – нос, кот – ток, жил – шил и т.д.
И сразу возникает вопрос, а могут ли быть словами отдельные звуки? Конечно, могут, причем их довольно много: я, у, а, и, о, в, к, с.
Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовано от греческого «phone», что переводится, как «звук». Фонетика очен6ь нужна врачам, логопедам, учителям и, конечно, детям. Ведь, согласитесь, не случайно обучение в школе начинается именно со звуков и букв.
А теперь небольшой эксперимент, который был проведен учеными с использованием ЭВМ. Предварительно путем анкетирования было выявлено коллективное впечатление каждого звука (чем-то похожим мы занимались на уроке). Например, большинство опрошенных показали, что звук [а] производит впечатление чего-то хорошего, большого, светлого, активного, яркого. А вот звук [ф] был охарактеризован как плохой, темный, тусклый, трусливый, грустный.
Данные анкет обобщили и заложили в память машины, которой было предложено «прочитать» художественный текст и оценить общее звуковое впечатление от него. Результаты получились очень интересные. К примеру, стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер», компьютер охарактеризовал следующим образом: «В стихотворении говорится о чем-то темном, страшном, сильном, угрюмом, быстром»:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
В чем же дело? Не уж это простая случайность? Мне кажется, что все-таки нет. Древний человек был тесно связан с природой. Он слышал раскаты молнии и искал подобный звук. Так в его речи появился звук [р].
Итак, звуки могут усиливать фонетическую выразительность речи, создавать тональность стихотворения, музыкальную атмосферу, определенный эмоционально-психологический настрой.
Если прислушаться к гласным звукам, то можно заметить, что они очень похожи на музыкальные, наверно, поэтому они и названы «гласными», то есть «глас» - «голос».
Если же воздуху приходится прорываться через преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос, то образуются согласные звуки.
Вот согласные уже никак нельзя пропеть, они совсем не похожи на музыкальные тоны, это уже скорее шумы. Названы они, если быть честной, не совсем уж и удачно, хотя и тут есть свое объяснение. По мнению изобретателя слова «согласный», его предназначение состоит совсем не в «соглашательстве» с гласными, а в том, что согласный можно произнести только лишь с гласным.
Согласный звук - тот, что обязательно должен произноситься рядом со-гласным.
Звуки могут создавать ощущение комфорта, тепла, уюта, а также ощущение прозлады. Последнее качество звуков широко применяется в жаркоя Японии: там для это цели (ощущение легкого ветерка) используются специальные колокольчики, «издающие» определенные звуки.
Вот сколько всего можно рассказать о простых, на первый взгляд, звуках. А пока у меня все.
С уважением, Lacrimosa.
Оценка: 10
Комментарий преподавателя: