Милеанна
Гриффиндор, 4 курс
Доклад к уроку Магия языка

Исследование стиля поэта


Здравствуйте, профессор Чжоули Линк!
Милеанна, 4 курс, Гриффиндор
Я, как и обещала, решила проанализировать стиль одного из поэтов и попытаться написать стихотворение в этом же стиле. Для своего эксперимента я выбрала Маяковского. Не скажу, что мне очень уж нравится этот поэт, однако я пишу стихи, и в таком стиле я не писала никогда, стало интересно, получится ли у меня? Судить Вам, я старалась! Однако для начала немного теории.
Маяковский принадлежит у футуристическому направлению в культуре и литературе в частности. ФУТУРИЗМ (от лат. futurum — будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Лозунгом футуристов в России стали слова: «Сбросим Пушкина, Лермонтова и Гоголя с парохода современности». То есть это стиль абсолютно новый, не признающий никакого прошлого, его наследия и ориентированный только в будущее. А будущее – это индустрия, урбанизация, машины, политика, революция. Всё это стало и основными темами для поэзии футуристов. Я тоже старалась следовать этой теме. Следующее – уже к Маяковскому. Для начала его стихи стали новым явлением хотя бы потому, КАК они были записаны. Раньше никто так не писал. Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в форме записи стихов столбиком, позднее «лесенкой», которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей. Поэзия Маяковского наполнена бунтом против всего мироустройства — социальных контрастов современной урбанистической цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о вселенной, рае и Боге. Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык, контрастно оттеняющий традиционные поэтические образы, — «любовь на скрипки ложите», «ноктюрн... на флейте водосточных труб». Лирический герой, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством («Арканом в небе поймали бога»), остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого». Таков весь он - короткие рубленые строки, «рваный» синтаксис, «разговорность» и нарочито фамильярная («панибратская») интонация: «... Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?». Такая поэзия была поэзией самой революции. Что же касается аспектов, как рифма, то и она у Маяковского специфическая. Она не традиционная, она другая, это даже не очень похоже на рифму. Давайте вспомним определение рифмы - (от греч. rhythmos — складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Итак, все мы знаем, что это СОЗВУЧИЕ КОНЦОВ строк. У Маяковского это, скорее, похожее звучание ЦЕЛОГО слова, отдельных звуков в середине или даже начале слова.
Скрежещет механика,
звон и гам,
а люди
немые в звоне.
И лишь замедляют
жевать чуингам,
чтоб бросить:
«Мек моней?»


Мы видим рифмы: звон и гам – чуингам, немые в звоне – мек моней. Тут уже созвучия не просто слов, а словосочетаний!
Другой пример – уже в более лирическом стихотворении:
В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
Губ ли - республик
Близких мне – пламенеть.
Когда читаешь так, то они даже не кажутся срифмованными. Но рваный ритм Маяковского делает из них настоящую рифму.
Итак, подытоживая вышесказанное, я старалась написать:
а) лесенкой
б) стилистически маркированной речью, используя просторечные и даже грубые выражения
в) рваным синтаксисом
г) необычной рифмой, основанной на созвучии слов или словосочетаний
д) выдерживая революционную тематику. Но я написала о революции, которая не так давно случилась в Украине – «оранжевой» или, на украинском языке, помаранчевій революции.

«Оранжевая революция»

Как это
Было назвать?!
- Выборами?!
Да никогда!
Эти политики
Просто на народ
полож…
С приборами!
(Как всегда!)
Думали,
что промолчит
Народ,
промолчит
Страна?
Но народу
Это
Всё надоело
Странно…На!
Получайте – площади в цвете
Апельсина
Толпа пошла
Даже на правительственные
Лимузины
Что? Съели?
Долго вы издевались
Над
своей нацией?!
Теперь нация
поднялась,
Встала
не как на плацы!!!
Встала на защиту
своей свободы,
своего будущего
А вы, что вы
Делали для народа?
Семечки лущили?
Довольно!
Теперь правила поменялись!
Украинец
С украинцем
Обнялись.
Засмеялись.
Вышли на площади.
Победили.
Народ – не лошади!
Они лучше вас рассудили,
А так, как
вы поступили
Больше
Делать
Народ не даст
Вот те раз!
Вы этого не предусмотрели!
В свои
кошельки
смотрели
Только
Но есть в Украине
ещё
Воля!!!

Оценка: 10
Комментарий преподавателя:
Очень интересно :)
В Страну Слов
Кабинет Магии языка