Милеанна
Гриффиндор, 4 курс
Доклад к уроку Магия языка

Шутки в языке


Здравствуйте, профессор Чжоули Линк!
Некогда один профессор предлагал своим студентам объяснить, что означает предложение «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка». И когда те признавались в своём бессилии, профессор показывал, что любой носитель русского языка понимает, что речь здесь идёт о «куздре». Следовательно, это подлежащее. Какая же она, эта куздра? Разумеется, «глокая». А что она сделала? Она его «будланула». Как будланула? «Штеко». И так далее. Оказывается, можно кое-что понять даже из такой искусственной фразы, в которой нет ни одного настоящего слова.
В языковых шутках отражено стремление человека создать язык, которого ещё нет: то ли для того, чтобы выразить необычные мысли, то ли затем, чтобы скрыть от окружающих, зашифровать смысл сообщения. Вот в сказке «Рони, дочь разбойника» Астрид Линдгрен таким изобретательством достигается эстетический, художественный эффект. Девочка Рони потеряла одну лыжу и провалилась ногой в снег, неожиданно попав на жилище лохматых тюх, которые жили в домике под снегом. Тюхи были очень недовольны и ворчали:
- Почемуханцы онаханцы этоханцы сделалаханцы? Сломалаханцы нашуханцы крышуханцы!
А потом они повесили люльку на ногу, торчавшую из крыши их дома, и радовались на своём, конечно, тюхском языке:
- Нашаханцы малюточкаханцы хорошоханцы виситханцы! Люлькаханцы качаетсяханцы!
Подобный язык изобретали школьники всех поколений.
Но создание шифра, тайнописи может быть и серьёзным делом. В середине девятнадцатого века шифровальной лихорадкой заразилась вся Америка. Был ею болен и писатель Эдгар Алан По. Он изучил всё, что мог, о криптографии (тайнописи) и в 1840 году опубликовал статью, в которой доказывал, что неразгадываемых шифров нет и быть не может. К нему посыпались письма с криптограммами (тайнописными текстами), и он разгадал все, кроме одного. И то потому, что это письмо было, как оказалось, бессмысленным набором букв.
Криптограммы использовали в своих произведениях многие писатели – Жюль Верн, Оноре де Бальзак, Конан Дойль. В рассказе Конан Дойля «Пляшущие человечки» изобретён был тайный алфавит, каждая буква которого была фигуркой маленького человечка в определённой позе. Шерлок Холмс разгадал этот шифр.
Но в реальной жизни возникают языки, создатели которых преследуют далеко не самые благородные цели. Как-то в Италии начался судебный процесс над группой преступников – членов итальянской мафии «коза ностра». Судьи совершенно не могли понять языка, на котором говорили бандиты. Пришлось воспользоваться услугами специального переводчика с мафиозиязыка.
О трагических, но не без юмора, обстоятельствах изобретения языка говорится в рассказе немецкого писателя Кольхаазе.
Юноша Страат, студент из Голландии, попал в немецкую тюрьму и был обречён на смерть. Но вот один из надсмотрщиков, оказалось, хочет выучить персидский язык, чтобы после войны заняться торговлей в Персии. И Страат вдруг заявляет, что знает персидский и сможет научить. Ради своего спасения Страату пришлось выдумать язык, которого нет. Ему пришлось ночами переставлять слоги и буквы немецкого языка. Получались слова типа «торий», «рема», «матори», «кемато», «аре». Они были сделаны из страшных названий: крематорий, арест, барак и других. Надсмотрщик учил новый язык, предназначенный только ему.
Все эти истории говорят об одном: человек не только пользуется готовым языком, но и создаёт новые. И делает это с самыми разными целями: иногда ради шутки, игры, а иной раз – чтобы спасти жизнь.

Оценка: 9
Комментарий преподавателя:

В Страну Слов
Кабинет Магии языка