Сольвейг Паркер
Слайзерин, 4 курс
Доклад к уроку Магия языка

Языковая картина мира ребенка


Здравствуйте, профессор!

Тема последнего урока и Ваше разрешение на свободное исследование в области языка подсказали мне идею данной работы, в которой я затрагиваю аспекты современного русского языка. Очень старалась, надеюсь, попытка удалась…

Мир один, картин мира (КМ) у людей много, и они разные. Образ мира формируется у человека в процессе всей его жизни, в ходе всех его контактов с миром. На КМ влияет сфера деятельности человека. У человека разумного, обладающего языком и письменностью, есть и языковая картина мира (ЯКМ). Носители разных языков могут видеть мир по-разному: про ЯКМ взрослого человека написано уже немало, на мой взгляд, наибольший интерес представляет КМ ребенка, так как у него еще нет достаточного опыта, но определенные суждения о мире и стереотипы уже сформированы. Когда ребенок чего-то не понимает, он затрудняется дать этому название - необычные объекты находятся за пределами его ЯКМ. Но существует круг лексически устойчивых единиц, которые ребенок может использовать, когда проявляется что-то:
А) Редкое, необычное, из ряда вон выходящее, выдающееся,
уникальное, обращающее на себя внимание, вызывающее и т.п.;
Б) Случайное, непредсказуемое.
Вот в способе выражения таких случаев я и попыталась разобраться.
Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Глядя на мир, ребенок формирует свой образ, свой стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого. В этом мире своей жизнью живут созданные и придуманные им вещи, предметы, наделенные собственными, определенными знаками и символами. Детская непосредственность, фантазия, воображение создают свою, часто непостижимую для взрослого, реальность. Так, например, дети своеобразно реагируют на увиденное (услышанное). Они, в отличие от взрослого, не боятся необычного в мире. В языке примеры выражения необычного и непонятного для ребенка тоже отражаются – это детская литература. Например: «Бывают такие странные витрины: если в нее посмотреться, то из тебя почему-то получаются сразу три человека»; «я всегда знала, что вы немного странный! Но такое поведение - пить чай с гостями в воздухе! Я поражена вашим поступком, сэр!» ( Трэверс «Мери Поппинс»). Странность объекта вызвана отсутствием у ребенка представлений о нем («такого я еще не видел»), что приводит к невозможности его описания(«объяснить не могу»). Ребенок значение странный (непонятный) связывает, во-первых, с отсутствием информации об объекте. Например: «Обыкновенный морской кортик. Почему же полевой его прячет? Странно. Очень странно. Миша еще раз осмотрел кортик, завернул его в тряпку, засунул обратно под будку и вернулся на крыльцо» (Рыбаков). Во-вторых, с отсутствием способов описания этого объекта.
Герои-дети в литературе активно используют глаголы восприятия и мышления с отрицанием (не видел, не знал). Часто употребляют неопределенные местоимения «что-то» и «какой-то» в высказываниях, обозначающих нестандартные ситуации: «вдруг по речке пронесся кто-то», «что-то сон одолевает». Местоимение здесь относится ко всему высказыванию в целом. Здесь неопределенные местоимения служат для передачи необъективного и немотивированного состояния. Отмечу, что мир, в котором живет ребенок, и следовательно, отношение к нему меняются: то, что когда-то казалось странным, становится обычным. Например: «- Никогда! - уныло ответил Майкл. Ему было очень странно и грустно стоять опять на земле и не чувствовать внутри себя Волшебной смешинки». Или: «Джейн не успела ответить, как с ней произошла очень странная вещь. Она вдруг почувствовала, что от смеха она становится все легче, словно ее накачивают воздухом. Это было и странно, и приятно. И ее все больше разбирал смех». (Трэверс «Мери Поппинс»). Теперь давайте разберемся, какие вообще есть сферы необычных явлений. Сфера человека:
- внутреннее; например, странные чувства, ощущения
Странные - необычные, непонятные, вызывающие недоумение.
Пр.: «Странная нерешительность овладела ею»(Д.Емец "Таня Гроттер»)
Вот что я нашла в словарях по поводу этого значения:
Странная – вызывающая недоумения, удивление своей необычностью.
Нерешительный - такой, которому не свойственна решительность, твердость.
Странная нерешительность - состояние, которое вызывает
удивление у самого субъекта.

- внешнее: «необыкновенно странный голос», «странный риск»,
«он всегда был странновато одет», « вас, вероятно, удивляет,
почему его так странно зовут? Это имя ему дал Кристофер Робин» (Мильн «Вини-пух»). Опять же, обращаемся к словарю:
Необыкновенно странный голос. Необыкновенный - 1. Редко встречающийся, необычный.2. Чрезвычайный, крайний. Странный - вызывающий недоумение. Голос - звучание, производимое колебанием связок, находящихся в горле.

Сфера окружающей действительности. Это мир, в котором разворачиваются события. Сюда можно отнести: звуки, шутки, явления, события. Например, странные люди: «Странная! Это слово прозвучало над ними, как гром с ясного неба. Ребята обернулись. Мери Поппинс смотрела вслед мисс Эндрю таким взглядом, который вполне мог убить гостью на месте. Странная! - повторила она, презрительно фыркнув. - Это не то слово!»
Третья сфера - оценка ситуации с точки зрения странного - обычного: «Как это ни покажется странным, мимо окна пролетал толстый человек»( А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»). «Это очень странно - получать деньги за то, что доставляет тебе удовольствие» ( о голосе, «Джельсомино в стране лгунов» Д.Родари).
Все эти сферы связаны с тем, что мир, в который попадает ребенок, ему неизвестен. У слова «странный» есть один синоним, который дети тоже часто употребляют – «непонятный»:
1. Такой, что нельзя понять, неясный.
2. Странный, загадочный. (все по Ожегову/Шведовой)
Эти слова означают «несоответствие заведенному порядку вещей». А вот пример отклонения от порядка: метла - для того, чтобы подметать что-либо - предмет хозяйственного обихода, а не для того, чтобы летать на ней (правда, это только для магглов верно, у нас то же самое – но 1 и 2 значения меняются местами). Ребенок часто боится непонятного. В «Гарри Потере», например, реакция выписывается от простого страха до ужаса. Например: "Из тени вышел дядя Вернон. Лицо его все еще было пепельно-серым от страха, но на нем отчетливо читалась злость".
У детей и сферы их восприятия окружающего мира еще много чего интересного, но я на этом закончу.

С уважением, Сольвейг Паркер.
P.S.-1. В работе использованы определения из толкового словаря и словаря синонимических рядов, а также цитаты из детской литературы.
P.S-2. Профессор, если доклад не подходит – отклоните, пожалуйста, я возьму другую тему, а то у мя средний балл только выровнялся…

Оценка: 10
Комментарий преподавателя:

В Страну Слов
Кабинет Магии языка