ЗверьКошка
Хаффлпафф, 3 курс
Доклад к уроку Магия языка

Курьезные разговоры жестами.


Добрый день, профессор.
Я бы хотела вам рассказать о глухих, так уж принято называть людей с потерей слуха большей или меньшей степени, или по-другому слабослышащих. Среди волшебников, так же как и среди магглов, резко повышается число слабослышащих, наверное это связанно с окружающей нас средой, которую мы сами и испортили. Обычно таких людей делят на две группы. В первую входят те, которые способны слышать с помощью слухового аппарата (маггловское название), маги борются с плохим слухом с помощью различных заклинаний и зелий. Ко второй группе относятся такие люди, которые вообще ничего не слышат. О них и пойдет речь, ведь именно такие глухие общаются с помощью жестов.
Древнегреческий философ Аристотель, живший в IV веке до нашей эры, правильно определив физическую природу звука, на многие века ввел в заблуждение мыслящее человечество, утверждая, что у глухих неизбежно нарушена способность произнесения слов. Хотя уже римский врач Гален указывал на эту ошибку своего великого предшественника, заблуждение просуществовало почти два тысячелетия. Как же обстоят дела на самом деле?
Слух тесно связан с речью. Если его утрата произошла в первые месяцы или годы жизни, без специального обучения ребенок остается немым. Если из-за глухоты или иных заболеваний ребенок не начал обучаться речи с 6...12 месяцев, то в дальнейшем это крайне затрудняется. С детства нам знакома сказка Джозефа Редьярда Киплинга «Маугли». Увы, это только сказка. Опыт реальной жизни подсказывает нам иное. Наблюдение за детьми, выросшими среди зверей (а такие случаи известны науке), показали, что по возвращении в человеческое общество обучению нескольким словам поддавались лишь те, кому было не больше 5 лет.
А ведь даже сам Маугли общался со зверьми в основном с помощью жестов, так человек не способен воспроизводить копии звуков, которые производят животные. Как же все-таки загадочна природа…
Жить, не представляя себе, что такое звук?! Это относится к тем, что с самаго рождения не слышат. Можно сказать, что это просто не мыслимо! Хотя
Что греха таить, и сами мы порою смотрим с неприязненным удивлением на группки глухонемых, активно жестикулирующих. Одним неприятна слишком переменчивая и выразительная мимика глухонемых, напоминающая гримасы, других раздражает непрерывное быстрое мелькание пальцев и кистей рук. Иногда приходится слышать: «Не машите руками, вы нам мешаете!» Люди, которые так говорят, почти ничего не знают о глухих, им трудно представить, в какой глубокой изоляции оказались эти больные. «Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения», – писал Антуан де Сент-Экзюпери. А именно самого элементарного общения и лишены глухонемые. Как мы не ценим порой тихой дружеской беседы, задушевного разговора у костра, шепота при свете ночных звезд. Лишь язык жестов в какой-то степени способен компенсировать глухонемым утраченную прелесть общения.
Вероятно, жестовое общение зародилось задолго до устной речи. Язык жеста был понятен дикарям, говорившим на разных наречиях. Многие жесты распространены повсеместно, понятны в любом уголке земного шара – например, местоимения «я», «он», «ты», наречия «направо, налево, прямо», глаголы «пить», «есть», «слушать». В то же время многие, впервые прибывающие в Болгарию бывают удивлены, что кивок головы, означающий для всех нас «да», для болгарина значит «нет», и если он хочет сказать «да», то энергично мотает головой слева направо. Аналогичные знаки отрицания и согласия распространены в Турции, Индии и некоторых других странах Востока.
Для общения глухонемых используется дактильная (пальцевая) азбука, чтение с губ и жестомимический язык.
Первые сведения о дактильной азбуке относятся к XVI веку. Разработали ее испанские философы и монахи Дж. Карден, П. Понсе, Х. Бонет для нужд тех, «кто богом обречен на вечную немоту». Каждой букве алфавита в этой азбуке соответствует определенный знак или символ, изображенный пальцами одной руки. В XVIII...XIX веках одноручная дактильная азбука с небольшими вариантами знаков стала применяться в подавляющем большинстве европейских стран, в Северной и Южной Америке.
Только в Англии, славной своими консервативными традициями, применялась (и применяется до сих пор) особая двуручная дактильная азбука. Например, гласные обозначаются в ней следующим образом – указательным пальцем правой руки показывают на один из пяти пальцев левой. При этом буква «а» соответствует большому пальцу, «е» – указательному, «i» – среднему, «о» – безымянному, и «и» – мизинцу.
Важнейший способ общения глухих – чтение речи с губ и лица говорящего. Этот способ разработал И.К. Амман в Голландии в XVII веке. В России широкое применение этого метода началось в XIX веке и связано с именами известных сурдопедагогов В.И. Флери, А.Ф. Остроградского, Н.М. Лаговского, Н.А. и Ф.А. Рау.
Можно не многое можно перечислить из достижений науки в этой области, но эти достижения есть и, надеюсь, они будут стремительно пополнятся. Немой человек, можно сказать, и не человек вовсе, или? во всяком случае? несчастный человек….

С уважением, ЗверьКошка.

Материал взят из журнала "Здоровье"


Оценка: 8
Комментарий преподавателя:
Как-то не очень материал доклада сочетается с темой.
В Страну Слов
Кабинет Магии языка