Delio Vekas
Гриффиндор, 2 курс
Доклад к уроку Магия языка
Курьезные разговоры жестами.
Доклад по магии языка.
Тема: Курьезные разговоры жестами.
Здравствуйте, Чжоули Линк!
Мой доклад будет коротким, поэтому можно его назвать просто дополнением к домашней работе.
Эпиграф: Когда душа полна чувств, разговор полон интереса.
Ф. Вовенарг
"Знаки и символы управляют миром - а не слово и закон", так или примерно так цитируют китайского философа Конфуция. Конечно, можно спорить, что конкретно он имел в виду в те далекие времена. Но, тем не менее, вряд ли можно сомневаться, что на протяжении всей своей истории человек использовал свою способность распознавать и узнавать абстрактные изображения - знаки и символы - для предостережения, руководства, указания направления и передачи информации.
Греческий философ Аристотель назвал руки «орудием орудий». Прекрасное определение. С 27 костями и примерно таким же количеством мускул, рука может выполнять и очень тяжелые, и очень тонкие работы. Также рука является выразительным средством, позволяющим передавать как простую, так и сложную информацию довольно ограниченным количеством жестов.
Подобного рода коды передачи информации при помощи жестов носят название «знаковые языки». Условно их можно разделить на четыре группы. Наиболее употребимыми языками являются демотические, которыми каждый из нас пользуется в определенных ситуациях. Существуют также большое количество профессиональных языков, которыми пользуются, например, водители, операторы и т.д. Более замысловатыми являются альтернативные языки, которые заменяют речь у некоторых племен австралийских аборигенов и индейцев Северной Америки. И последними являются первичные системы знаковых языков, они используются глухими.
Нетрудно определить, что разговоры, отвечающие теме нашего доклада, очевидно, чаще всего можно отнести к первой группе. Но бывают и некоторые исключения, когда дело касается национальных особенностей.
Приведу пример такой беседы из исторического фонда.
Одним из районов, особенно богатых на жесты, является южная Италия, в частности Неаполь. Автор «Трех мушкетеров» Александр Дюма (1802-1870) как-то вечером решил посетить неаполитанскую оперу (события происходят, соответственно, в середине 19 века0 и стал свидетелем живого разговора на неаполитанском знаковом языке между музыкантом оркестра и одним из публики, сидящим в партере.
Заинтригованный этими жестами (многие из которых ему не удалось распознать вообще), Дюма подошел к музыканту и спросил его, что эти знаки означали. Музыкант объяснил, что он расспрашивал своего старого друга, которого не видел три года. Друг ответил, что за это время он женился и затем отправился с женой в путешествие по Австрии и Франции. Они вернулись в Неаполь на паровом судне только вчера, но поскольку жена еще не оправилась от морской болезни, то в оперу он пришел один.
Удивленный и с некоторыми сомнениями, что такие подробности можно передать с помощью жестов, Дюма постарался после представления встретится с другом музыканта. Тот подтвердил, что «разговор» между друзьями-неаполитанцами был именно таким в каждой мелочи.
Можно только догадываться, насколько красочным был этот диалог на жестах…
В заключение, мне хочется привести еще один пример, заключенный в форму знаменитого анекдота, но уж больно он похож на реальный ход многих наших разговоров, что выглядит весьма убедительно.
Итак, Дикий Запад, прерия, встречаются ковбой и обычный индеец. Друг друга они понять без языка не могут.
Индеец смотрит на ковбоя и с интересом показывает на него пальцем (стандартный жест указательным пальцем).
Ковбой хмыкает и показывает в ответ два пальца.
Индеец кивает головой и складывает ладони домиком (две ладони, сведенные в районе пальцев вместе, образуют подобие «крыши»).
Ковбой в ответ рукой делает волнообразное движение.
На этом разошлись.
Приходит ковбой в бар и рассказывает друзьям:
- Нахальный такой сегодня мне индеец встретился! Первым делом показывает, как меня из кольта пристрелит, если что! Ну, я не будь глупцом, показываю, что у меня двустволка, так что… А он мне в ответ сигналит, что он меня и с горы может скинуть, тогда я разозлился и объяснил ему, как мне его легко будет в реке утопить!
Возвращается домой индеец и тоже рассказывает:
- Странный какой-то ковбой мне сегодня встретился… Я его спрашиваю: «Ты кто?» Он в ответ – «Козел»… Я удивился, уточняю – «Горный?», а он в ответ – «Водоплавающий»…. 
Такая вот история…
Разговоры жестами не всегда бывают просто курьезными, часто они при этом являются еще и непонятными, в первую очередь, самим участникам беседы… Тогда весь юмор ситуации теряется за возможной обидой или размолвкой людей, что редко бывает хорошо…
Поэтому необходимо всегда внимательно относится к жестам, особенно, если дело касается иных культурных и национальных понятийных систем.
Литература: Джон Фоли «Энциклопедия знаков и символов». Москва, 1997 г.