М Е Т О Д И К А     П Р Е П О Д А В А Н И Я     М А Г И И     Я З Ы К А     В     В И Р Т У А Л Ь Н Ы Х     Ш К О Л А Х

 

АВТОРЕФЕРАТ

ХРАНИЛИЩЕ СЛОВ

ЗАПОВЕДНИК СЛОВ

В ПОМОЩЬ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

АРХИВ УРОКОВ

В ХОГВАРТС СИРИУСА




ЦВЕТ ЗВУКОВ

А — черный; белый — Е; И — красный; У — зеленый.
О — синий: тайну их скажу я в свой черед,
А — бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е — белизна холстов, палаток и тумана.
Блеск горных родников и хрупких опахал!
И — пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.
У — трепетная рябь зеленых волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О — звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
Полеты ангелов в тиши небес пространной —
О — дивных глаз ее лиловые лучи.

Это сонет французского поэта Артюра Рембо «Гласные». Что это? Просто причудливая фантазия автора, или гласные, действительно, как-то окрашены в восприятии людей? Причем, для представителей разных языков, естественно, окраска будет разной.
Гласные звуки - как фундамент в слове, они произносятся свободно, поются, в отличие от согласных, которые шелестят, шепчут, скрипят, фыркают, шипят, жужжат, тарахтят, ворчат... Короче, согласные могут делать всё, кроме как петь. Благодаря этой особенности гласных, стихотворение можно буквально прочувствовать, продышать. Именно гласные задают чувственный фон стихотворению. Как это фон будет выглядеть в красках?

Шести основным звукам ученики сопоставляли 6 цветов: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый. Разрешено было, в случае потребности ученика, использовать другой цвет.

Результаты можно увидеть на следующей таблице.



А вот какие рисунки получились. В расчет брались букво-звуки, то есть пока каждой букве сопоставлялся звук по написанию. Ударному звуку сопоставлялось 2 звука. На первом уроке разрешено было окрашивать и оставшиеся 4 буквы в другие цвета.



а – ярко-красный,
и – светло-синий,
о – бледно-жёлтый,
у – чёрный,
э – ярко-зелёный,
ы – белый.

Александр Сергеевич Пушкин «Моя эпитафия»:

Здесь Пушкин погребён; он с музой молодою,
С любовью, леность провёл весёлый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.

Для удобства эти строчки в виде звуков:

э у и а э о о у а а а о у
у о у э а у а о и о ы э
и э а о а а а а а ы у о у
э о у о ы и а э

Итак, в данном стихотворении тринадцать звуков «а», четыре звука «и», десять звуков «о», девять звуков «у», семь звуков «э», три звука «ы». Следовательно, картинка будет по большей части в красно-жёлто-чёрной гамме.
Жёлтое дерево на фоне красного неба, растущее из чёрной земли. На нём зеленеют яркие листья и зреют голубые плоды, а позади идёт полупрозрачная девушка. Жёлтый, красный и чёрный преобладают. Пушкин погиб, и небо окрасилось красным, земля стала чёрной. Но живёт дерево его поэзии, и на то, что оно живёт, указывают зелёные листочки. И оно приносит свои добрые плоды, кормит души тонко чувствующих людей. А по чёрной земле бродит одинокая брошенная муза. Преобладание красного звука «а» помогло определить, каков будет фон картины. Множество звука «у» указало, что на изображении скорее всего будет земля. Затем показалось интересным в связи с десятью звуками «о» изобразить на картине жёлтое дерево. С зелёным «э» уже не было проблем: у дерева зелёные листья. Наличие белого «ы» подсказало изобразить маленькую призрачную музу, а для синего «и» остались только плоды. Что ж, наверное, плоды поэзии и должны быть синими, синими, как небо, которое так часто воспевают поэты.
В итоге получилась иллюстрация, неплохо соответствующая настроению стихотворения, хотя и немного пострашнее, чем оно.



[а] - черный
[и] - синий
[о] - белый
[у] - желтый
[ы] - красный
[э] - зеленый

А.С. Пушкин «Кавказский пленник» (отрывок)

В час ранней, утренней прохлады
Вперял он любопытный взор
На отдаленные громады
Седых, румяных, синих гор.
Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков.
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый
Белел на небе голубом.


[и] – 19 (13%); [э] – 32 (22%); [а] – 30 (21%); [о] – 33 (23%); [ы] – 17 (12%); [у] – 12 (9%)





Фредерико Гарсия Лорка
БАЛЛАДА МОРСКОЙ ВОДЫ


Море смеется – ООЭ ЭООА
у края лагуны. – У ААА АУУЫ
Пенные зубы, - ЭЭЫЭ УУЫ
лазурные губы... – АУУЫЭ УУЫ

- Девушка с бронзовой грудью, - ЭЭУА ОООО УУУ
что ты глядишь с тоскою? – ОО Ы АИИ ОООУ

- Торгую водой, сеньор мой, - ОУУУ ООО ЭОО ОО
водой морскою. – ООО ОООУ – ООО ОООУ

- Юноша с темной кровью, - УУОА ООО ООУ
что в ней шумит не смолкая? – О Э УИИ Э ОААА

- Это вода, сеньор мой, - ЭЭО ОАА ЭОО ОО
вода морская. – ОАА ОААА

- Мать, отчего твои слезы – АА ОЭОО ОИИ ООЫ
льются соленой рекою? – УУА ОООО ЭООУ

- Плачу водой, сеньор мой, - ААУ ООО ЭОО ОО
водой морскою. – ООО ОООУ

- Сердце, скажи мне, сердце,- ЭЭЭ АИИ Э ЭЭЭ
откуда горечь такая? – ОУУА ООЭ АААА

- Слишком горька, сеньор мой, - ИИО ОАА ЭОО ОО
вода морская... – ОАА ОААА

А море смеется – А ООЭ ЭООА
у края лагуны. – У ААА АУУЫ
Пенные зубы, - ЭЭЫЭ УУЫ
лазурные губы. – АУУЫЭ УУЫ

Перевод Гелескула

А (красный) - 41
Э (желтый) - 30
И (зеленый) -10
О (синий) - 89
У (черный) - 39
Ы (белый) - 11




О – ярко-желтый;
А – красный;
У – темно-зеленый;
Ы – черный;
Э – белый;
И – светло-синий (голубой).

Н. Гумилев «Умный дьявол»

Мой старый друг, мой верный Дьявол,
Пропел мне песенку одну:
- Всю ночь моряк в пучине плавал,
А на заре пошел ко дну.

Кругом вставали волны-стены,
Спадали, вспенивались вновь,
Пред ним неслась, белее пены,
Его великая любовь.

Он слышал зов, когда он плавал:
«О, верь мне, я не обману»…
Но помни, - молвил умный Дьявол, -
Он на заре пошел ко дну.

О – 51 – примерно 31%
А – 38 – примерно 23%
У – 18 – примерно 11%
Ы – 8 – примерно 5%
Э – 35 – примерно 22%
И – 12 – примерно 7%
Всего: 162

Предстало не море и моряк (т.е. не сюжет стихотворения), а именно эта картина. Прощание влюбленных. Два ангела: темный и светлая. Они любят друг друга, но не могут быть вместе. И вот, пришло время… Он (темный ангел) уходит к агрессивному красному солнцу по дороге (отражение солнца в воде). Солнце властно над ним, оно притягивает ангела. Практически все небо затянуто странными облаками. Они похожи на дым… Белые, но у солнца окрашены в красный (это красный ореол вокруг солнца), как будто солнце ранило их.
Светлая стоит на берегу. Ее волосы развевает ветер. Она знает, что когда-нибудь он вернется и они будут вместе. Она будет ждать его на этом берегу хоть целую вечность. А Темный уже раскинул крылья и готов влететь в солнце.



С. Есенин "Не жалею, не зову, не плачу..."

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золота охваченный
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком.
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
Где твоя утраченая свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств?

Я теперь скромнее стал в желаньях
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришлось прожить и умереть.

[э] (буквы е и э)– белый – 75 раз
[а] (а и я) – красный – 60 раз
[ы] – черный – 17 раз
[и] – зеленый – 26 раз
[у] (у и ю)– желтый – 26 раз
[о] (о и ё) – синий – 66 раз

Получается, что в стихотворении больше всего белого цвета, много красного и синего, а зеленый, желтый и особенно черный цвета пользуются намного меньшей популярностью. Выходит, что белый встречается чаще черного почти в пять раз. Удивительно, учитывая, что произведение носит пессимистичный характер. Хотя, белый цвет окрашивает много предметов и объектов, о которых упоминает автор. А вот красный цвет здесь вполне уместен. Это цвет крови, цвет страсти, которая потухает, но о которой и пишет поэт. Синий – это пламень, половодье, глаза, холодок, дым... Пусть синева эта не так четко определена, как, предположим, в синем небе или синем море, но она есть, мерцает и придает прохладную таинственность.
Итак, на берегу синего моря росло дерево, чьи зеленые листья начали зеленеть при наступлении осени. В один особенный день солнце вдруг почти зашло за горизонт, а вместо него на небе появились темно-синие тучи, которые разразились дождем и пламенем. Возле дерева вспыхнул пожар, и оно потихоньку начало обугливаться, покрываясь черной коркой.
Погода портится, наступают холода, а иногда, пытаясь согреться от холода, люди зажигают костер. Но случайность превращает пламя из источника надежды в разрушителя. И все вокруг меняется, чтобы в итоге истлеть и превратиться в уголь. На самом деле, произведение описывает то, что осталось после катострофы, когда все утихло и осталась лишь грусть. Наверное, поэтому там так много белого. Но на рисунке все еще в процессе, хотя и не осталось никакой надежды на благополучный исход. Причем процесс этот получился намного заметнее, чем у автора стихотворения. Там-то все просто переходит из одного состояния в другое, и все эти бури – лишь метафора, оставшаяся за кадром.



[а] – блестяще-белый (ближе к серебристому)
[и] – светло-синий
[о] – жёлтый
[у] – бледно-красный
[э] – светло-зеленый
[ы] – чёрный

К. Бальмонт. Трудно фее

«Фея», – шепнули сирени,
«Фея», – призыв был стрижа,
«Фея», – шепнули сквозь тени
Ландыши очи смежа.

«Фея», – сквозя изумрудно,
Травки промолвила нить.
Фея вздохнула: «Как трудно!
Всех-то должна я любить».

Стихотворение букво-звуками

ээ а э уу и и ээ и
ээ а и ыы ы и аа
ээ а э уу и оо ээ и
аа ы и оо и э аа

ээ а о аа и у уу о
аа и о оои а ии
ээ а о уу а аа уу о
ээ о о аа аа у ии

Посчитаем звуки:
[а] 23
[и] 16
[о] 13
[у] 12
[э] 19
[ы] 4


Это стихотворение наполнено добротой. Оно дышит воздухом и светом. Это раннее летнее солнечное утро, капли росы блестят и переливаются в лучах солнца, темнота отступает. Огромный мир и маленькая, хрупкая фея, которой нужно быть такой сильной и доброй, ведь она за всё в ответе…








В молчАнии - слОво,
А свЕт - лишь во тьмЕ;
И жИзнь после смЕрти
ПронОсится бЫстро,
Как Ястреб, что мчИтся
По сИни небЕсной,
ПустЫнной, бескрАйней...


О, белый = 12
А, желтый = 9
И, красный = 13
Э, синий = 13
Ы, черный = 4
У, зеленый = 1

Пустыня с красным песком, синее небо, солнце, облако, ястреб и кактус. Это получилось образно, конечно, и в примерном соотношении цветов и количества букво-звуков. Само стихотворение обладает какой-то таинственностью и пустынностью. Действительно, «молчанием». Поэтому и изображен одинокий ястреб посреди безжизненной пустыни с одиноким кактусом. Но стих не является темным или серым… он скорее светлый или тусклый, потому что речь об ином мире.



Брат родной мне ветер, мать - старуха тьма.
Никого на свете, стонет смерть сама.
Плачет, ищет пищи. Для её затей
Скрыты в чреве времени тысячи людей.
Имена стирает холод у гробниц.
Ни конца, ни края, ни теней, ни лиц.
Тише, тише, тише. Шорох, стук камней.
Смерть идет по миру - следом Я за ней.

[а] - белый – 33 (23,5%)
[о] - красный – 21 (15%)
[у] - зеленый – 8 (5,7%)
[и] - синий – 31 (22,3%)
[ы] - желтый – 5 (3,5%)
[э] - черный – 42 (30%)
Картинка получилась мрачной, красно-бело-черно-синей. На заднем плане сами Гробницы. Этакий каменный монолит с вырезанной завитушкой на нем. На самом деле гробницы под землей, но камень живой, в нем живут злые силы. На переднем плане, белая, Жрица. У неё на запястье цепочка с листиком. Листик кажется вещью из чужого мира, контрабандой протащенный сюда, где царят злобные Духи Камней. Сама жрица находится под властью злых сил, но пока ещё может вырваться.
Общий смысл: борьба света и тьмы. И картинка и стихотворение - фантазия на тему произведению Урсулы Ле Гуин «Гробницы Атуана».





Отрывок из монолога Хлопуши, поэма «Пугачёв» Сергея Есенина.

Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека.
Я три дня и три ночи искал ваш умёт,
Тучи с севера сыпались каменной грудой.
Слава ему! Пусть он даже не Петр!
Чернь его любит за буйство и удаль.
Я три дня и три ночи блуждал по тропам,
В солонце рыл глазами удачу,
Ветер волосы мои, как солому, трепал
И цепами дождя обмолачивал.
Но озлобленное сердце никогда не заблудится,
Эту голову с шеи сшибить нелегко.
Оренбургская заря красношерстной верблюдицей
Рассветное роняла мне в рот молоко.
И холодное корявое вымя сквозь тьму
Прижимал я, как хлеб, к истощенным векам.
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека.

После разложения монолога на звуки получилось следующее:

А - желтый – 88 (26%)
О - красный – 70(20%)
У - белый – 41 (12%)
Ы - черный – 9 (3%)
И - зеленый – 45 (13%)
Э - синий – 88 (26%)

А теперь рисунок. В детстве я была заворожена (да и до сей поры тоже) творчеством Владимира Высоцкого, его прочтение этого монолога вводило меня в трепет. После у меня появилась и фонограмма этого отрывка прочитанная самим Сергеем Александровичем.
И вот тут снова откуда-то из глубин мыслей всколыхнулась идея. Есенин - это всё ж серебряный век, а не золотой. А, значит, и классика в художественном стиле здесь вовсе ни к чему. Зато актуален абстракционизм с его целью: достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм.
Это стихотворение треугольное. Почему? Не знаю точного ответа… Пожалуй, потому, что сперва я познакомилась с ним из уст Высоцкого, затем сама прочитала и заучила наизусть, потом услышала Есенина – трёхгранное оно у меня вышло.
Поэтому я и создала это нечто из треугольников и шести цветов в соответствующем процентном соотношении. И самое главное, что, глядя на это своё «творчество», я полностью согласна со своим восприятием этого творения великого русского поэта серебряного века, жившего во времена расцвета абстракционизма.





а – красный
и - зеленый
у - желтый
э - синий
о - белый
ы - черный

Марина Цветаева

Имя твоё - птица в руке,
Имя твоё - льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щелканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твоё - ах, нельзя! -
Имя твоё - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твоё - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим - сон глубок.

Вышел зимний пейзаж парковый. Почему? Ну, во-первых, почему-то парк у меня ассоциируется с романтикой, так же как и падающий снег, да и просто лежащий снег. Ведь именно когда падает снег, так и хочется взять любимого за руку и просто посмотреть ему в глаза, чтобы он понял все то, что ты чувствуешь. Во-вторых, зимой очень много снега, а так как белого цвета у меня вышло больше всего, то надо было рисовать что-то белое, чистое. Синий цвет представляет небо, красный – рябина на деревьях, зеленый – елки вдалеке и кусты по бокам аллейки. Конечно же, у меня есть и желтый цвет, вообще-то, аллейка получилась желтой случайно, просто, когда я рисовала именно дорожку, услышала, как кто-то сказал «Волшебник Изумрудного Города», и сразу же вспомнилась мне дорога из желтого кирпича, дорога, которая вела к счастью. Чисто черного цвета у меня нет, так как его у меня по оценке вышло совсем мало, и присутствует он только в смешении с желтым – стволы деревьев. В целом рисунок может не сразу ассоциироваться со стихом, который я выбрала, но для меня он полностью отображает все написанное Цветаевой в стихотворении. Любовь, романтический вечер и снег.





Николай Гумилев «Я и Вы»

Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.

Не по залам, не по салонам
Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.

Я люблю - как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.

И умру я не на постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.

Чтоб войти не во всем открытый
Протестантский прибранный рай,
А туда, где разбойник и мытарь,
И блудница крикнут: "вставай!"


[а] - красный – 36%;
[и] - зеленый – 20%;
[о] - желтый – 17,5%;
[э] - белый – 13%;
[у] - синий – 8,5%;
[ы] - черный – 5%

Ну, конечно же, это цветок, большой, возможно, пион. Красный с желтым, страстный, как огонь, такой необычно большой и жгучий, и немного одинокий, потому что не такой, как все, но от этого ни минуты не страдающий, а, наоборот, прямой и гордый за свою непохожесть. Ему настолько не хватает места, настолько некомфортно в горшке, что его корни уже не помещаются в нем.
Он, действительно, несмотря на всю свою неудачность, передает атмосферу эмоциональную, немного грустную. И, также, есть некоторый протест (потому даже рисунок получился не прямой, а как бы сбоку). Сочетание страсти с одиночеством, грусти и некоторой отчужденности. Неготовности принять правила, которые существуют, потому что они противоречат свободолюбивой, страстной душе странника, того, кто не похож на окружающих и строит свой мир, свободный и самый замечательный!





Федор Сологуб "Недотыкомка серая"

Недотыкомка серая
Всё вокруг меня вьется да вертится,-
То не Лихо ль со мною очертится
Во единый погибельный круг?

Недотыкомка серая
Истомила коварной улыбкою,
Истомила присядкою зыбкою,-
Помоги мне, таинственный друг!

Недотыкомку серую
Отгони ты волшебными чарами,
Или наотмашь, что ли, ударами,
Или словом заветным каким.

Недотыкомку серую
Хоть со мной умертви ты, ехидную,
Чтоб она хоть в тоску панихидную
Не ругалась над прахом моим.


Далее, я совершила разбор данного стихотворения по гласным звуко-буквам и получила следующие вычисления:
[а]: 40
[о]: 55
[у]: 25
[э]: 33
[ы]: 21
[и]: 43

Записала звуки по возрастающей: [ы] [у] [э] [а] [и] [о]

Определила цвет данных звуков:
[ы] – черный - 9,5
[у] - белый - 11,5%
[э] - зеленый - 15%
[и] - красный - 20%
[а] - синий - 18,5%
[о] – СЕРЫЙ (желтый) - 25%

На своем рисунке, хоть я далеко и не художник, а всего лишь искусствовед (по маггловской линии), я пыталась передать весь ужас этого, пускай и небольшого, но жутко коварного и злого существа. Как видно, Недотыкомка, располагается в лесу на траве. Ее нереальное, дымчато-серое тело с длинными, загребущими руками, с длинными кривыми ногами, занимает большую часть картины. У существа огромная, не соответствующая размерам тела, голова с крупными глубоко посаженными глазами, острый и любопытный нос. Рот скалится в чудовищной улыбке. От Недотыкомки распространяется серая тень зла и порока, которая покрывает все живое вокруг, цвета теряются, и рядом с существом можно разглядеть лишь их слабые отголоски. Около нее растет лишь один причудливый, как и она сама, цветок странной, сюрреалистической формы. Закатное небо окрасилось в синие и алые тона, что подчеркивает эмоциональное напряжение. Алый, как кровь, Месяц в обнимку с белой Луной отвечает хищной улыбкой Недотыкомке на земле.
Недотыкомка подняла свои странные глаза к Месяцу и тянет к нему длинные, узловатые руки. Как основной цвет в данной картине я выбрала серый, придав его звуку [о]. На чем основывала я свой выбор? «Недотыкомка серая», - говорил Федор Сологуб. В «Мелком Бесе» автор употреблял в определении Недотыкомки и такие слова, как дымная, пыльная, грязная. На мой взгляд, именно серый цвет отождествляет все эти определения. И звук [о], обычно яркий и светлый, здесь получает темное, блеклое значение. Я сделала это умышленно. Ведь Недотыкомка – олицетворение всей фальши, грязи, порочности и банальности в жизни. Придавая изначально яркому и чистому звуку, подобное цветовое и эмоциональное значение, я намеренно показываю, как легко светлое и хорошее в этой жизни может погрязнуть в серости.





Фет "Я пришел к тебе с приветом"

Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

В этом стихотворении всего 192 «буквозвука»:

А - красный - 59 - 31%
И - синий - 11 - 5%
О - жёлтый - 57 - 30%
У - белый - 17 - 9%
Ы - черный
Э - зеленый - 48 - 25%

К сожалению, не очень получилось передать цветовое соотношение. По задумке, большая часть воды должна также быть окрашена в красный и желтый.
Это произведение Фета очень четко передает эту чистую атмосферу весеннего утра. Удивительно, но мое ощущение этого стихотворения полностью совпало с получившимися у меня значениями цветов. Для меня это – именно весеннее утро в лесу. Восходящее солнце причудливо расцвечивает текущий вдалеке ручей, играет на молодой зелени. Все именно в такой красно-желто-зеленой цветовой гамме, очень яркие, чистые цвета. При этом такой цветовой контраст не режет глаза, он естественен, как и природа. Мне кажется, Фет очень выразительно передал эту атмосферу – не только на смысловом, но и на звуковом уровне. Но очень сложно предать эту звонкость цветами, можно только почувствовать.



Я устал смотреть на лес,
Я устал играть с судьбой
Мне бы взвиться до небес
Мне бы стать самим собой.

Я устал от суеты
И мечты давно забытой
Я устал, устал, а ты?
Пустотой почти разбитый.

Но придёт и наш черёд,
Мы дождёмся, верю я
И на небо уведёт,
Тот, что из небытия.

А – 38 красный
О – 33 жёлтый
Э – 19 синий
Ы – 15 чёрный
И - 14 белый
У - 9 зелёный

Итого, можно заметить, что сильно опережают остальных огненные нотки, обозначенные красным и жёлтыми цветами, я бы определил это стихотворение, как некого феникса, на незначительном фоне из синего неба. В перьях, может быть, и чёрный цвет, немного белого и почти нет зелёного. А может это просто горящий костёр на фоне вечернего неба со звёздами. Яркое пятно, чувственный всполох, что-то незабываемое.
Возможно, что усталость и выглядит по-другому, однако, анализ показал, что в этом случае именно так. А потом, может, к этой усталости примешивались и иные чувства, ведь отчего-то должен был бы устать человек. Какое-то глобальное потрясение для него, какой-то момент, запавший в душу, настолько, что слишком мало в нём осталось жизни (зелёного), но есть же, и при этом, человек не желает думать, а только лишь чувствует, тонет в своих чувствах. Оно из значений красного – любовь, может быть, так и было: первая любовь, первые разочарования, но при этом, он вполне рад, что так, а не иначе - жёлтый в каком-то роде об этом говорит. Чёрного не так уж и много и это хорошо, но вот отсутствие зелёного настораживает. Белый здесь тоже не в фаворе, но присутствует, хорошо это или плохо? Наверное, ничего плохого: воздух, человек хоть и устал, но жизнь продолжается, и он готов ждать, ждать, сколько понадобится. Феникс, огонь, всполох на ясном небе – те чувства, то состояние, которое, возможно, владело автором в тот момент.



Александр Блок "Погружался я в море клевера"

Погружался я в море клевера,
Окружённый сказками пчёл.
Но ветер, зовущий с севера,
Моё детское сердце нашёл.

Призывал на битву равнинную -
Побороться с дыханьем небес.
Показал мне дорогу пустынную,
Уходящую в тёмный лес.

Я иду по ней косогорами
И смотрю неустанно вперёд,
Впереди с невинными взорами
Моё детское сердце идёт.

Пусть глаза утомятся бессонные,
Запоёт, заалеет пыль...
Мне цветы и пчёлы влюбленные
Рассказали не сказку - быль.


А - Жёлтый - 23;
И – Белый - 11;
О – Синий - 26;
У – Зелёный - 13;
Ы – Черный - 11;
Э – Красный - 0.

Е – Коричневый - 34;
Ё – Голубой - 10;
Ю – Чуть светлее зелёного - 5;
Я – Оттенки жёлтого - 7

То есть палитра должна быть следующей: больше всего коричневого, столько же синего вместе с голубым («О» + «Ё»), чуть меньше жёлтого и его оттенков («А»+«Я»), немного зелёного с оттенками (в два раза меньше, чем коричневого), ещё меньше белого, столько же черного, и абсолютно нет красного.

Коричневое дерево! Большое, коричневое дерево, в центре рисунка. И... четверо животных на нём. Я только потом, когда нарисовала, поняла, что эти животные ассоциируются у меня с факультетами Хогвартса – змея, орёл (вообще-то на рисунке гарпия, да, такая птица есть и у магглов), львица и суслик, ака хомяк.

Какие чувства вызвало у меня это стихотворение? Самое главное из них – чувство осени. Унылость, неяркие краски... осень, одним словом. Почему-то сразу после прочтения мне представился раскидистый дуб, с опавшими у подножия листьями, светящийся неярким жёлтым, таким тёплым светом... а вокруг – только небо. Мне представился не клевер, не дорога в тёмный лес, не пчёлы и цветы, а именно светящийся дуб.
Потом... мне кажется, что каждую строфу этого стихотворения можно отнести к определённой стихии... например, первая – воздух, вторая – земля, третья – тоже земля, четвёртая – опять воздух. Нет тут ни воды, ни огня...
Почему-то после прочтения на душе стало тоскливо... по-осеннему тоскливо о тепле. Ну, дерево - это, понятно, олицетворение дороги, по которой шёл автор в стихотворении. Свечение – это вроде как детского сердца. Косогоры – кривые корни и многочисленные ветки. Ветер... о, ну его я даже изобразила – кое-где трава-то колышется, от ветра. Так же слова «побороться с дыханьем небес» символизирует «орёл». Львица - это тоже своеобразный облик детского сердца... суслик и земля - «море клевера и пчелы», то, с чего всё начинается... то есть это как бы стихотворение, начало его – у корней дерева, а конец – вверху, в ветвях. Ну и конечно же, не забуду сказать про змею, которая у меня вызывает двойственное ощущение: это и «борьба с дыханьем небес», как и «орёл», и фраза «смотрю неустанно вперёд»... вот, в принципе, и всё. Последняя строфа – это уходящие ввысь ветви дерева, которые не кончаются, нет – они продолжаются, уходя далеко за облака...



А - красный
Ы - черный
И - синий
Э - желтый
У - зеленый
О - белый

Юнна Мориц "Хохотальная путаница"

С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!

Над землей арбуз летит
Он чирикает, свистит
«Я – горчица! Я – лимон!
Я закрылся на ремонт!»

Ям-тирьям-тирьям в коляске
Две усатых свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!

По реке бежит буфет
В нем лежит большой секрет
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!

После подсчета всех буквозвуков в этом безбашенном стихотворении получился такой результат: А-15, О-30, У-3, И-17, Ы-3, Э-0, Я-13, Ю-0, Ё-2, Е-27. Значит, преобладать будет белый, коричневый, красный, синий и… малиновый! Дополнительно можно использовать зеленый, салатовый и черный.
Настроение от стихотворения... Какое оно? Теплоты в стихотворении не ощущается. Веселье – да, даже скорее какуя-то агония, безумство. Но легкое, почти невесомое. Оттого, видимо, много белого и малинового. И вот, на коричневой толстой ножке у меня рождался причудливый корал-цветок. Чтобы придать ему легкости, я стала наносить краску все более легкими и узкими мазками. Под конец я даже воспользовалась волшебной палочкой. Поставив несколько салатовых точек, я заставила принять их форму пятигранников. Получилось загадочно и волшебно. Но вместе с тем легко и непонятно. Чего и требовалось нарисовать! Оставался тюбик зеленой краски, и я решила, что на таком чудесном кусте должна сидеть птичка. «Ну и что, что зеленая… Зато она компенсирует мою черную травку!»



Цветовой анализ стихотворных фрагментов из творчества Владимира Маяковского

а – ярко-красный,
и – светло-синий,
о – бледно-жёлтый,
у – чёрный,
э – ярко-зелёный,
ы – белый.

Итак, фрагменты:

1. В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла – на даче было это.

(«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»)

2. Слава вам, идущие обедать миллионы!
И уже успевшие наесться тысячи!
Выдумавшие каши, бифштексы, бульоны
и тысячи блюдищ всякой пищи.

(«Гимн обеду»)

3. Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.

(поэма «Облако в штанах»)

В виде букво-звуков, считая каждый ударный звук за два:

1. оо оо о оо а аа ы аа
и уу а ии о ээ о
ы аа а аа
а аа ы аа аа аа э ыы о ээ о

2. аа а аа и уу и э о ээ а и и оо ы
ии у ээ у ээ и э а ээ а ыы а и
ыы у а и э аа и и ээ ы у оо ы
ии ыы а и уу и аа о ии и

3. аа у ыы
э аа у у у аа а а оо о о уу
аа ыы и э и а ээ аа а аа э о у ээ э
уу у а ии оо о о аа э ы ээ а о уу
оо ы а и и э аа у а аа ы и ээ и

Количество этих звуков в каждом фрагменте:

1. 20 а, 3 и, 11 о, 2 у, 5 э, 5 ы.

2. 15 а, 18 и, 6 о, 8 у, 12 э, 9 ы.

3. 25 а, 8 и, 12 о, 13 у, 13 э, 7 ы.

У всех выбранных стихотворных фрагментов Маяковского есть две общие черты: преобладание кричащего звука «а» и редкое, только по необходимости, использование звука «ы». Неудивительно, что для яркой, экспрессивной поэзии Владимира Маяковского характерен звук «а», возможно, именно поэтому его стихи производят такое впечатление на слушателей и читателей. Звук «а» красного цвета, что очень подходит к коммунистическому, революционному настроению произведений поэта, возможно, он тоже видел звук «а» красным (а звуку «ы» автором исследования отвен белый цвет, все мы помним, что революция заставила людей сделать цвета белый и красный противоположными. Неудивительно, что Маяковский не захотел активно пользоваться этим звуком).
Но в первом фрагменте на втором месте по частоте использования стоит звук «о», делающий стихотворение мягче, округлее и солнечнее. Стихотворение целиком о солнце, и поэт, чтобы вместить в своё стихотворение некое «присутствие солнца», старался чаще употреблять звук «о», являющийся в слове «солнце» ударным. Всё это может подтвердить выбранный цвет звука «о»: бледно-жёлтый, цвет солнечного света. Звук «у» же является ударным в таких словах, как «скучный», «тусклый», никак не напоминающие солнце и свет, поэтому звука «у» в первом фрагменте так мало. Чёрный цвет звука вообще полностью противоречит солнцу, там солнцем и не пахло.
Второй фрагмент написан с ехидной, издевательской окраской, поэтому там много звуков «и» и «э», («ехидный» и «издевательский» начинаются как раз с этих букво-звуков), его звучание похоже на смешок: «хи-хи-хи!», «хе-хе-хе!». Поэтому это стихотворение в основном ярко-зелёное и светло-синее, даже болезненно-зелёного и кисло-синего. Звуков «о», не имеющего такой окраски, там напротив мало. И разве может бледно-жёлтый цвет над кем-то издеваться?
В третьем фрагменте, кроме преобладающего звука «а» с его кричащей красной нагрузкой, преобладают следующие звуки: «у», «э», «и» - угнетающий чёрный, ехидный зелёный, холодный синий, что вполне соответствует настроению стихотворения: угнетённая, холодная и насмешливая, кроваво-красная злоба. Это самый негативный фрагмент из трёх, что видно как и по словесному содержанию, так и по цветовому.
 


Карта сайта
(с) Чжоули
Последние изменения: 08.09.2014